Роль «зомбоящика» в беспокойной жизни нашего общества
27.01.2015 14:30

Сразу после зимних новогодне-рождественских праздников большое перемирие на восточном фронте закончилось. Снова загремели пушки, полетели ракеты - и подразделение Моторолы в тридцать третий раз взяло штурмом донецкий аэропорт. По крайне мере, так его бойцы утверждали в телекамеру, хвастаясь о своих победах.

Однако буквально через несколько минут украинские проправительственные СМИ начали давать в эфир совершенно противоположную информацию: что «киборги» продолжают храбро оборонять аэропорт, отражая все атаки сепаратистов. Затем к теме подключился и верховный главнокомандующий, заявивший, что «этот день будет вписан золотыми буквами в историю ВСУ».

В итоге те, кто смотрел только российские или только украинские новости, лег спасть довольным, с твердым убеждением, что «наши побеждают». Те же, кто, объективности ради, имел несчастье черпать информацию из разных источников, оказались в полной растерянности, не в силах понять, что же на самом деле происходит в этом проклятом аэропорту – и происходит ли вообще? Ведь добрая половина сообщений о подходе подкреплений, двигающихся колоннах, штурмах и контратаках в конечном итоге оказываются «утками» и «фейками». И фактически, на 50% боевые действия «ведутся» в виртуальном мире теленовостей и блогов, из которых мы черпаем информацию о войне…

Средство пропаганды

Еще за двадцать лет до первого телеэфира Ленин назвал кинематограф «лучшим средством пропаганды». Великая сила движущихся картинок даже в немом варианте позволяла закладывать в сюжеты глубокий смысл и многозначительный подтекст, вызывая у зрителей бурю эмоций. Именно тех эмоций, которых и добивались создатели «фильмы». И вскоре не только в СССР, но и в Германии, США, Великобритании, Японии начали массово выходить идеологически направленные киноленты.

Впрочем, за столетия до изобретения кинематографа роль лучшего средства пропаганды играло рукописное слово: книги, газеты, листовки. На Руси издревле смущали православный люд «подметными» и «прелестными» письмами: в первых критиковали действующую власть, во вторых обещали народу пряники от новой. Уже тогда с их помощью могли вершить историю: так, эпоха потрясений Смутного времени началась именно с пропаганды. Взошедшие на престол в 1613 году Романовы извлекли уроки из ошибок предшественников и в следующие полтора столетия за распространение «подметных писем» вздергивали на дыбу, а затем четвертовали. И хотя Тайный приказ работал не покладая раскаленных щипцов, письма продолжали рассылать и зачитывать на базарах и в кабаках: различные «царевичи», раскольники, атаманы Разина и Пугачева, мятежные стрельцы, дворцовые заговорщики…

Впрочем, зачем ходить далеко в прошлое? Почти все мы помним события конца 80-х начала 90-х годов прошлого века, когда не без помощи телевидения и видеомагнитофонов, а также появившейся «независимой прессы» общество было настолько дезориентировано, что безропотно и даже с удовольствием приняло уничтожение социализма и развал СССР.

Конечно, до августа 91-го прямой антигосударственной агитации практически не было, разве что в бульварном «самиздате», но зато превосходно сработала система подтекста. «Перестроечные» телепередачи и фильмы, разоблачающие сенсации «Совершенно секретно» и «Комсомолки» быстро научили советских граждан ненавидеть советскую власть и восхищаться Западом. Увы, между Западом из телевизора и Западом реальным была существенная разница.

Следующие двадцать лет телевизор безгранично управлял жизнью граждан независимой Украины, лишь в последнее время уступив интернету. «Зомбоящик» призывал украинцев вкладываться в «МММ» и «Киевскую Русь», голосовать за «патриотов» и «хозяйственников». Убеждал их в том, что Ющенко спасет Украину и поведет её в Европу, а Янукович поднимет экономику и сделает всех счастливыми, что Тимошенко страдает за всех нас, а все мы страдаем из-за России.

И в конечном итоге телевизор на пару с интернетом привели нас к Евромайдану, с которого и началась нынешняя украинская катастрофа…

Обманываться рады

Конечно, интернет отличается от телевидения более широкими возможностями. Тут каждый может стать и репортером, и телеоператором, и редактором, а потому мы имеем гораздо больше источников информации и бесконечное множество разнообразных комментариев к ним. Но всё же даже свободным интернетом можно манипулировать и управлять. А уж в условиях, когда размещающие «неправильную» информацию ресурсы объявляются «антигосударственными» и закрываются - тем более! Поэтому интернет стал таким же «зомбоящиком», как и ТВ.

Правда, при «режиме Януковича» рот особо никому не закрывали, что его и погубило. Интернет пестрил разоблачениями, скандалами и критическими материалами, из которых все украинские пользователи могли узнать, в какой на самом деле «стабильности» мы живем. А в телевизоре позволялось всё это обсуждать на ток-шоу, обвинять власть и пародировать её в юмористических роликах. При всех недостатках старой власти, свободы слова при ней было на порядок больше, чем сейчас. А новая, как и Романовы четыреста лет назад, сразу учла ошибки предшественников и стала быстро эту свободу душить, оправдывая свои действия «интересами державы».

На Евромайдан людей вывел интернет – точнее, его блоги, тематические форумы и клубы, сайты политических движений. Это был еще один качественный прорыв: в 2004 году интернет-СМИ обошли по силе влияния телевидение, а в 2013 году впервые в Украине блогеры стали более эффективным источником информации, чем популярные информационные сайты. Обо всех событиях зимней революции, в первую очередь, черпали информацию с камер прямого включения и оперативных записей в «Фейсбуке». Постепенно их стали «копипастить» и интернет-СМИ, и телеканалы, тем самым донося новости от блогеров до самой широкой аудитории.

Это выглядело триумфом информационной свободы, поступающей из тысяч независимых, на первый взгляд, источников. Вскоре стало понятно, что 99,9% этих источников вовсе не являются независимыми, что они еще более заангажированы, чем иной принадлежащий олигарху телеканал. Что в 9 случаях из 10 эти источники привирают, а в половине – откровенно врут и фантазируют.

Проблема только в том, что потребители этой информации сами рады обманываться, а потому верят в её достоверность. К началу Евромайдана украинское общество уже давно было расколото на непримиримые лагеря, и у каждого были свои любимые источники информации. Одни увлеченно смотрели НТВ и ОРТ, другие не отрывались от «Украинской правды» и блогов правых радикалов. Роль «зомбоящиков» состояла в том, что они постепенно обостряли раскол до непримиримости, поднимали градус недовольства и агрессии, толкали людей на конфликт.

Дедушка из глухого села, который кроме концертов Поплавского по УТ-1 ничего смотрел, добродушно взирал на мир и удивлялся слухам о том, что в столице горят баррикады и стреляют в людей. Продвинутый киевлянин, с утра до позднего вечера зависавший в интернете, просто кипел яростью и рвался в бой – ломать, бросать, поджигать. Вот вам сила информационного внушения!

Ящик Пандоры

То, что вызвало Евромайдан, разожгло и пожар гражданской войны. Всего несколько глупых поступков, всего несколько идиотских угроз украинских национал-радикалов, подхваченных и гиперболизированных российскими СМИ, – и на Юго-Востоке Украины народ всерьез стал готовиться к приезду автобусов и поездов, набитых размахивающими арматурой и бутылками с бензином «правосеками». А учитывая, что в феврале «украинские патриоты» разгромили немало отделений милиции и военных складов, то небезосновательно ожидали, что в руках у них будет не только арматура. Эти опасения быстро подтвердили люди вроде Сашка Белого, вломившегося с автоматом в руках в кабинет к прокурору.

И тогда в Крыму и на Донбассе уже в последних числах февраля начали создавать свою «самооборону». Это лишь через неделю Крым быстро захватят «зеленые человечки» Путина. Это потом на горячее начали съезжаться Стрелковы и Моторолы, казаки и «афганцы», начала поступать какая-то военная помощь из России. Но изначально это было ответное восстание, контрреволюция украинских граждан. Что нынешняя украинская власть категорически отрицает, стараясь изображать эту войну не внутренней гражданской, а внешней украино-российской, эдакой национально-освободительной.

Это вполне понятно почему. Обратимся к истории: петлюровской Директории не удалось убедить украинцев, что война с большевиками является национально-освободительной, и в итоге армия УНР насчитывала не более 40 тысяч добровольцев. А вот полякам тогда это удалось, и возродившаяся Речь Посполитая собрала на восточный фронт сотни тысяч солдат. Вот и нынешняя украинская власть хотела бы мобилизовать под себя всю Украину – и в военном, и в политическом плане. Да и в экономическом тоже, поскольку это хороший способ распоряжаться не только бюджетом, но и всеми финансами страны.

Этот конфликт можно было бы погасить в самом зародыше – прежде всего, с помощью того же «зомбоящика». Найти способы убедить жителей Донбасса в том, что им нечего опасаться, начать политический диалог. Но вместо этого был взят именно курс на обострение, именно в сфере информационной политики. Очевидно, киевским политикам была нужна именно война. Для успешной победы в которой было создано Министерство информации, фактически ставшее министерством пропаганды. Так, сейчас президентским указом №14/2015 ему поручено «разработать план мероприятий по обеспечению информационной поддержки мобилизации»…

Нужно заметить, что в информационном пространстве украинская власть и украинская армия ведут куда более успешную войну, чем в реальности. В своих блогах и пресс-релизах они регулярно уничтожают российские полки и бригады, почти без каких-либо потерь с украинской стороны. Впрочем, противоположная сторона делает то же самое: по два раза в неделю берет штурмом аэропорт, в конце каждого месяца начинает наступление на Мариуполь…

А теперь давайте попробуем отвлечься от военных сводок и переключиться на события мирной жизни Украины. Чем-то же живет страна, на 90% территории которой под ракетами и снарядами не гибнут люди! Но что же мы видим в нашем «зомбоящике»? Да ничего! Голые задницы, новости с войны, голые задницы, телесериал, новости о войне, футбол, снова голые задницы…  Создается впечатление, что кроме войны в Украине ничего больше не происходит, и весь народ либо сражается в окопах, либо собирает «киборгам» посылки с теплыми носками и детскими рисунками.

Что ж, возможно, такое впечатление создается целенаправленно, чтобы отвлечь внимание телезрителей от того, чем занимается нынешняя власть под шумок артиллерийских канонад. Это также очень хороший способ отвлечь внимание украинцев от падения гривны, новой волны безработицы, от роста преступности, от бездарной имитации реформ. Однако этот способ очень опасен, так как необдуманное использование механизма пропаганды – это всё равно, что дать детям проиграться ящиком Пандоры.

Между тем войну, за которой все мы наблюдаем по нашим экранам,  которая была инициирована СМИ, которая наполовину ведется в телевизоре и блогах, а не в реальности, «зомбоящик» мог бы помочь и закончить. Если бы те, кто стряпает для него новостную информацию, задались целью примирить общество. Но, увы, похоже, это так же невозможно, как и научить людей думать своей головой, а не доверять мыслительный процесс ведущим теленовостей…

Виктор Дяченко
Новости Украины - From-UA