Что мешает плохим политикам?
16.04.2015 10:04

 По воле депутатов Верховной Рады, привычные всем красная звезда, серп и молот стали запрещенными символами «коммунистического режима», который  приравняли к гитлеровскому нацизму.

Столь оригинальный политический кульбит весьма удивил многих украинцев своей откровенной бессмысленностью и явной неуместностью. Ведь парламентарии нашли далеко не самое удачное время, чтобы развлечь себя борьбой с призраками прошлого…

Кому «режим», а кому…

Законы далеко не всегда бывают справедливыми, иначе бы все мы уже давно жили в идеальном обществе. Однако законы должны быть, по возможности, объективными, чтобы не вызывать недоуменных вопросов и недовольного ворчания. В этом отношении нынешние украинские «законы 9 апреля» ничем не лучше пресловутых украинских законов «16 января». И кто знает, не придется ли парламентариям в будущем краснеть и за это своё детище!

«Этот законопроект запрещает тоталитарный режим, под какие бы цвета он ни красился: под фашистские, под коммунистические, под любые другие. Тоталитарный режим запрещен и приговорен в Украине», - торжественно резюмировал эти законы  нардеп Юрий Луценко. Что ж, нужно заметить, что детство сына партийного функционера  во времена этого самого «тоталитарного режима» было весьма безмятежным, да и диплом Львовского политеха он получил бесплатно и без риска быть расстрелянным.

Вряд ли от «тоталитарного режима» пострадали его соратники и единомышленники Александр Турчинов (экс-секретарь горкома ВЛКСМ), выпускник института КГБ Валентин Наливайченко, выпускник «блатного» факультета международных отношений КГУ Петр Порошенко, бывшие члены КПСС Виктор Ющенко и Ирина Фарион. Скажем больше: за период 1955-91 гг. в УССР число реальных жертв «режима» можно пересчитать по пальцам – лишь несколько диссидентов. Вот почему для нынешних украинцев среднего и старшего возраста советское прошлое если и запомнилось каким-то негативом, то лишь дефицитом товаров и невозможностью свободно заняться коммерцией.

А вот то, что сегодня украинские политики называют термином «тоталитарный режим» - лишь одна из глав истории СССР, к которой относят период  жесткой неограниченной власти Сталина (1929-53 гг.), на который выпали три трагедии украинского народа: голод 1933 года, репрессии 30-х годов и Великая Отечественная война (вину за которую тоже возложили на Сталина). Причем не нужно забывать, что «последствия культа личности» были осуждены самой советской властью еще при Хрущеве, а затем еще раз при Горбачеве. Поэтому, повторим, это лишь одна из глав нашей истории советского периода, но на её основе решили проклясть и запретить всё, связанное с Советским Союзом.

Думается, что основания эти столь же нелепы и вздорны, как если бы Рада решила запретить христианство из-за преступлений средневековой инквизиции или иудаизм за геноцид амаликитян во времена царя Иезекии. Но что же всё-таки подвигло парламентариев на этот довольно нелепый шаг?

Очевидно, что реальной причиной принятия «законов 9 апреля» была давняя мечта национал-патриотов о «десоветизации» Украины: полном удалении всей памяти о СССР, включая памятники, символику, названия городов и улиц. Даже значки совершенно безобидных советских пионеров и октябрят теперь объявлены злом! Что ж, это типичные «перегибы» борьбы конкурентов по идеологии! Сразу вспоминаются афганские талибы, расстреливающие из пушек «идолов» Будды…

 А вот что касается преобладающих в Верховной Раде олигархов и миллионеров (в том числе бывших советских функционеров), то их интересы более прозаичны. Они видят СССР совершенно правильно - как державу с советской властью и социалистической экономикой, в которой не было места буржуазии и вообще было неуютно всем предприимчивым людям. И они совершенно логично обеспокоены тем, чтобы это советское прошлое ни в коем случае не вернулось в Украину - ни полностью, ни частично, ни даже в виде умеренного европейского социализма. А поэтому они заинтересованы в том, чтобы для «пипла» оно было объявлено преступным, тоталитарным, нищим, голодным, запретным и т.д. Глядишь, со временем «пипл схавает» - и сам начнет верить в том, что социализм и советская власть - это плохо, гораздо хуже, чем житие в современной «рыночной» Украине. И не станет требовать социальной справедливости. Кроме того, ныне пребывающим в Раде партиям интересно выбить КПУ из избирательного и вообще политического процесса -  чисто в рамках борьбы за парламентские мандаты.

Наверное, вот почему парламент миллионеров с таким энтузиазмом поддержал идею национал-патриотов объявить вне закона свой собственное прошлое. Как и предрекали основоположники марксизма, буржуазия и националисты всегда находят между собой общий язык…

Жить станет лучше?

Что ж, интерес украинских политиков к «законам 9 апреля» понятен. Но что они дадут украинскому народу и украинской державе, во благо которых Верховная Рада, как она уверяет, принимает свои решения?

Честно говоря, найти им практическое применение будет непросто. Да, национал-патриоты и «активисты» с энтузиазмом примутся крушить памятники и сбивать со зданий советские барельефы – этим людям будет чем себя развлечь! Наверняка уже в предвкушении массового переименования городов и улиц потирают руки изготовители табличек, бланков и печатей. Еще бы: по оценкам аналитиков, на это придется затратить из госбюджета почти пять миллиардов гривен!

Но для остальных 40 миллионов украинцев  а именно столько нас осталось после бурных событий 2014 года – вычеркивание из жизни напоминания о СССР вряд ли принесет что-то положительное. И вряд ли вообще что-то принесет. Даже если они будут это радостно приветствовать как «очищение от прошлого». Поскольку такая «очистка» просто бессмысленна. Это же не люстрация или борьба с коррупцией, когда из власти убирается негодяй и взяточник, без которого реально становится жить лучше. Это просто разрушение памятника или смена таблички на доме. Хотя, конечно, сторонники запрета советской символики бодро уверяют, что это «первый шаг на пути проевропейского развития». Весьма спорное утверждение!

Собственно говоря, идею «десоветизации» украинские национал-патриоты позаимствовали у своих единомышленников из других постсоветских стран. Первой инициативу проявила в 1991 году Латвия, в 1993-м её поддержала Венгрия, а вот Эстония и Литва запретили у себя «коммунистическую символику» лишь в 2007 году, уже после своего вступления в ЕС и НАТО. Таким образом, она ничуть не мешала им строить рыночную экономику и интегрироваться в Евросоюз, равным образом как запретившая её первой Латвия не получила от этого никакой форы. Польша увлеклась борьбой с признаками прошлого лишь в 2009-м, уже будучи отреформированной европейской державой, а Грузия только в 2011-м. Всего таких стран восемь – вместе с Молдавией и Чехией.

А вот что касается Германии, то там коммунистическая символика не запрещена, в чем каждый может убедиться, съездив туда на 1 мая. Под запрет в далеком 1956 году попала лишь символика Коммунистической партии Германии – и не за свою идеологию, и даже не за революцию 1918 года, а за свою программу, ставившую целью воссоединения  двух Германий под советским флагом, что расценили как «антиконституционные действия». Всё, только символика партии! Красные знамена, серпы-молоты-звезды, портреты Маркса и бюсты Клары Цеткин, другие символы левого движения в Германии никто и не думал запрещать. Это было бы не только абсурдно для родины марксизма и социализма, но и весьма рассердило бы миллионы немцев.

Дело не только в том, что в Германии, как и во многих других странах Европы, есть немало сторонников левых идей: от умеренных социал-демократов и социалистов до хулиганистых красных ультра. Они бы просто не поняли такого шага. Кроме того, в Старой Европе исповедуют свободу мнений и толерантность к инакомыслящим, поэтому даже для многих сторонников правых такой запрет показался бы проявлением тоталитаризма и наступлением на политические права граждан. Не случайно затея «десоветизации» не нашла успеха в Европе и ограничилась лишь несколькими постсоветскими государствами. Которые, повторим, не получили от неё ничего, кроме сомнительного морального удовольствия.

Кроме того, эти страны занимались подобными экспериментами в довольно спокойной обстановке, когда их существованию не угрожали экономический коллапс и гражданская война. Украинские же парламентарии решили «почудить» в ситуации, когда украинцы и без того убивают друг друга из-за сомнительных политических лозунгов…

Кто проиграл?

Это, конечно, нужно было додуматься – приравнять «коммунизм» к национал-социализму! Мало того, что тут налицо вопиющее незнание сути терминов, которыми оперируют политики, так это ещё и вопиющий плевок в лицо всем участникам Великой Отечественной и их потомкам, которые теперь, получается, встали перед нелегким и абсурдным выбором: если дедушка воевал в РККА добровольно и с энтузиазмом – то он соучастник «преступного режима», приравненного к гитлеровскому; а если он скажет, что в Красную Армию его погнали силой, то выходит, что он воевал против фашизма из-под палки, не желая этого.

Конечно, нетрудно догадаться, под кого именно стряпались эти законы. Под тех, кто сегодня заявляет, будто бы единственной положительной стороной в той войне была лишь ОУН-УПА, якобы воевавшая на два фронта - против Гитлера и Сталина. Беда в том, что теперь эту историческую гипотезу решили навязать всей Украине в качестве официальной версии истории, буквально уничтожая ту историю, по которой наши сограждане жили 70 лет.

Конечно, пропаганда способна творить чудеса в головах доверчивых людей. Возможно, расчет авторов «десоветизации» заключается в том, что год-два активного промывания мозгов заставит людей действительно уверовать в то, что им говорит телевизор. А возможно, расчет лишь в том, чтобы получить карт-бланш на скорейшее уничтожение советских символов и переименование советских названий – как можно скорее, как можно быстрее, чтобы восстановить обратно было уже невозможно.

Дело в том, что если власть занимается подобным метанием на вентилятор политических провокаций, вместо решения вопросов спасения экономики и примирения общества, то такая власть может и не досидеть до конца своих конституционных полномочий. Впрочем, даже если её сметет третий Майдан или какой-то иной политический кризис, то национал-патриоты всё равно уже добились своей цели, снеся почти все советские памятники в стране. Можно сказать, что свою политическую войну они уже выиграли.

Однако если мыслить не узкими догмами интегрального национализма, а более широкими державными интересами, то можно сказать, что с принятием этого закона проиграла Украина, потому что она и без того расколота последствиями второго Майдана. Теперь же этот раскол стал еще шире, поскольку и в Крыму, и на Донбассе запрет советской символики (особенно символики Великой Отечественной) восприняли крайне негативно. И местные «политруки» не преминули воспользоваться политической глупостью Киева, чтобы еще больше настроить тамошнее население против «хунты».

А это значит, что процесс гражданского примирения, без которого невозможно возвращение Украине этих «сбежавших» от неё территорий, стал ещё более невозможным. И в итоге всё, чего добились этим недалекие политики Верховной Рады, это подарили сепаратистам еще один повод для продолжения мятежа…

Виктор Дяченко
Новости Украины - From-UA