Два года Евромайдана: наследие незаконченной революции
25.11.2015 14:57

Хождение негодующих ура-патриотов по центру Киева, сорванный ими же праздничный концерт и новости о том, что Крым наконец-то остался без украинского электричества, - вот и всё, чем запомнилась украинцам вторая годовщина второго Майдана. Ах да, еще Кабмин пообещал выплатить денежную компенсацию всем пострадавшим цивильным участникам «революции Достоинства», включая получивших травмы средней тяжести. Нужно полагать, что теперь за пособием выстроится бесконечная очередь «раненых на колчаковских фронтах» (в смысле на баррикадах Институтской), включая чиновников и депутатов, многие из которых уже выправили себе статус «участника АТО» и даже получили награды «за неоценимый вклад».

Но что же, кроме этих выплат для своих участников и высоких должностей для своих вождей, принес украинцам Евромайдан? И пришла ли в их дома ожидаемая новая жизнь в новой стране?

Сепаратизм и аннексия: напуганные «правосеками»

Ответ на последний вопрос является горьким курьезом: новая жизнь в действительно новой, в самом буквальном смысле слова, стране наступила только для тех украинцев, кто остался жить в аннексированном Россией Крыму и захваченных сепаратистами городах восточного Донбасса. Правда, лучшей их жизнь не назовешь, особенно для жителей окраин Луганска и Донецка, превращенных в руины в ходе затяжного конфликта. Даже на фоне украинского кризиса социально-экономическая ситуация в мятежных «республиках» выглядит весьма удручающей: половина населения выехала, оставшиеся сидят без работы, на улицах почти пустых городов больше боевиков, чем местных жителей.

Но умелая пропаганда российских и сепаратистских СМИ, словно ЛСД, позволяет удерживать остатки населения восточного Донбасса в грезах виртуального «русского мира». Словно последний бастион добра на планете, осаждаемого «правосеками» и американскими наемниками, жаждущих напиться крови распятых младенцев.

Неудивительно, что мамочки с детишками и ветхие старушки действительно верят в эту ахинею и в ужасе соглашаются терпеть лишения еще год, два, пять, бесконечно – только чтобы их не отдали на растерзание «карателям». А тем временем ухмыляющиеся главари сепаратистов вывозят в Россию уголь, лес, порезанные на лом заводы и шахты, складируют в российские банки «наваренные» на спекуляции топливом и продуктами деньги.

Не стало лучше жить и в Крыму, который Россия «официально» (хоть и по беспределу) объявила своей территорией. Ожидаемого роста зарплат и пенсий до уровня российских так и не произошло, зато цены выросли почти до московских. Не началась и ожидаемая масштабная инфраструктурная реконструкция полуострова - так что мечта о превращении Крыма во второй Сочи так и осталась лишь мечтой. Крымчане могут утешиться лишь тем, что их прокурор «няшка», да еще тем, что в Симферополь так и не приехал «поезд дружбы», которым им грозил полтора года назад неистовый Мосийчук.

Что ж, при всей очевидной вине России в нарушении целостности украинских границ и в развязывании войны на Донбассе, нельзя не признать тот факт, что именно бессмысленные выходки радикальных ура-патриотов и прочих политических клоунов Евромайдана послужили поводом для возникновения сепаратистских настроений на юге и востоке страны. Это самое тяжелое наследие «революции Достоинства», которое украинцам придется расхлебывать еще не один год, а потом еще десятилетия исправлять последствия раскола общества…

Экономический кризис: она упала!

В конце 2013 года внешний долг Украины составлял 37,53 миллиарда долларов, а курс «бакса» на Межбанковской валютной бирже составлял 8,2-8,3 гривны. При этом размер золотовалютных запасов Украины оценивался в 20,4 миллиарда долларов, что было более чем в полтора раза меньше, чем в 2010 году (34 миллиарда). Правительство Азарова нещадно критиковалось за растрату валютных и бюджетных ресурсов, а также за «искусственно удерживаемый курс гривны».

К концу Евромайдана биржевой курс украинской гривны упал до 9,6-10,5 за один доллар, а золотовалютные запасы сократились до 15 миллиардов. В стране началась валютная паника, но что хуже всего, резко сократилась продажа на «межбанке» валютной выручки крупных предприятий, являвшихся основными биржевыми продавцами валюты. За это Кабмину регионалов поставили в вину еще и инфляцию. И вскоре их сменило правительство «экономических реформаторов», которое сразу же показало свои уникальные «достижения».

В мае 2014-го курс гривны упал до 12, но зато золотовалютные запасы выросли до 17 миллиардов. В таком состоянии экономика почти стабильно продержалась до конца года (с осени курс 13-16), после чего вошла в крутое пике: в начале 2015 года курс гривны рухнул до 32-33 за доллар, из-за чего даже приостановили торги на бирже. Одновременно с этим золотовалютные резервы Украины сократились до 5,6 миллиарда, из которых собственно золота и валюты оставалось лишь на 2,3 миллиарда. А внешний государственный долг, из-за новых и новых кредитов, впервые пересек отметку 40 миллиардов.

Эта финансовая катастрофа стала единственным на сегодня результатом «экономических реформ» новой власти. Но что еще хуже, она породила более серьезную катастрофу - социально-экономическую, поскольку одновременно с падением гривны еще больше росли цены на товары и услуги для населения. А правительство не только заморозило доходы населения, но и решило в разы повысить тарифы на коммунальные услуги. В итоге миллионы украинцев, живущих на гривневые зарплаты и пенсии, стали беднее в несколько раз.

Подобная экономическая политика новой власти не имела никакого видимого смысла, если только он не состоял в уморении своего народа голодом. И уж тем более ничего подобного украинцы не желали на Евромайдане, так что это стало для всех неожиданным и очень болезненным сюрпризом. Тем не менее, правительство до сих пор умудряется избегать прямых обвинений и требований отставки, а на улицах Киева до сих пор так ни разу и не состоялся действительно масштабный социальный Майдан.

Объяснить этот парадокс с точки зрения логики цивилизованного свободного общества просто невозможно, отчего возникает вопрос: а такие уж ли мы цивилизованные и свободные?

Люстрация: шило на мыло

Стойкую антипатию к «донецким» сторонники «оранжевых» партий выработали еще во время первого Майдана. За следующие десять лет они уже и позабыли подробности своей неприязни, она превратилась у них в какой-то рефлекс. Так что принцип «долой донецких!», выраженный в лозунге «банду геть!», был одной из двух основных идей Майдана второго. И он неожиданно воплотился, стал реальностью буквально за одни сутки, когда Янукович и его окружение просто сбежали из Киева.

Но смены лишь президента и правительства показалось мало для сторонников Евромайдана. Они сочли, что на этот раз «революцию нужно закончить», - и вложили в этот лозунг именно идею массовой люстрации не только «донецких», но и всех их союзников, всех, кто с ними работал. Однако идея изначально была ущербной, поскольку делила политиков и чиновников исключительно по политическому признаку. Из-за этого все регионалы автоматически попадали в черный список коррупционеров и врагов Украины, в то время как вовремя одевшие вышиванки и записавшиеся в «партии Майдана» прятались за имиджами патриотов и реформаторов, даже если были по уши замазаны в криминале. Это была стратегическая ошибка, имевшая большие последствия.

По существу, на самом верху «донецких» сменили «винницкие» и «днепропетровские». Причем майдановский лозунг «долой олигархов» был забыт одним из первых, уже в марте-апреле 2014-го, когда кто-то ловко вбросил в массы сказу про «олигархов-патриотов». Даже после выборов во многих областях остались прежние «бароны» и «князья», безраздельно правящие своими вотчинами еще со времен Кучмы. А пришедшие к власти «патриоты» и «активисты Майдана» оказались не намного лучше и чище своих предшественников. При этом они еще и помогли (наверняка не безвозмездно) вернуться обратно на свои должности некоторым люстрированным чиновникам и силовикам.

Майдановский лозунг устранения не только режима, но и всей системы, с полной очисткой государственной машины, окончательно пал на асфальт еще осенью 2014-го, когда короткое движение народной «мусорной люстрации» совершенно прекратилось, а его некоторые его активисты укатили на Донбасс – но не воевать, а стоять на блокпостах и собирать мзду за проезд. Одновременно с этим два десятка «комбатов» и прочих «героев АТО» поспешили покинуть зону боевых действий, чтобы воссесть в Верховной Раде. Так вирус сребролюбия и корысти поразил даже идейных революционеров.

Единственной успешной реформой стала лишь замена ППС милиции на патрульную службу полиции, куда набрали новых людей с улицы. Хотя как раз из всех структур МВД рядовой состав ППС был наименее коррумпирован, хотя и наиболее груб в общении с гражданами. Однако дальнейшая перековка милиции в полицию показала, что многие старые кадры, особо замазанные в коррупции (следователи, начальники) и даже участвовавшие в разгоне Евромайдана, получают переаттестацию и вновь занимают те же места, а то и идут на повышение. То есть, по существу, люстрация в МВД стала зеркальным отражением люстрации во власти. И такая же ситуация, если не хуже, наблюдается в системе СБУ.

Евроинтеграция: свежо предание

И всё же основным лозунгом и требованием Евромайдана, который и собрал первых вышедших на него украинцев, была евроинтеграция Украины. Точнее, отказ от начавшегося было дрейфа в сторону Таможенного союза с Россией и возвращение к подписанию Ассоциации с ЕС.

Что ж, Евромайдану удалось реализовать только первую часть этого требования: Украина так и не присоединились к ТС. Но на этом успехи украинской революции, поддержанной Западом, закончились. Поскольку уже с весны-лета 2014 года Запад вдруг резко охладел к Украине. Да, Ассоциацию таки подписали, но она не заработала и до сих пор остается лишь пустой декларацией. Да, Украину признали в Европе демократической и правовой, однако не спешат открыть перед ней двери безвизового режима и каждый раз придумывают новые поводы для его отсрочки. Однако если ступор экономического сотрудничества в рамках Ассоциации можно объяснить проблемами украинской экономики, то как пояснить, что украинцев просто не хотят видеть в Европе?

Особенно возмутительно это выглядело на фоне распахнутых европейских ворот для беженцев из Сирии (что потом аукнулось Европе). Оказалось, что трудолюбивый строитель из Львова или квалифицированный мастер из Луганска нужны Европе куда меньше, чем мечтающие о пособии бездельники и исламисты с Ближнего Востока.

Такая политика двойных стандартов породила у многих украинцев евроскептические настроения. Они по-прежнему выступают за евроинтеграцию Украины, однако считают, что далеко не все так хорошо и правильно в Европейском союзе, который сам нуждается в реформе своей политики. Детский восторг и наивное желание с восторгом вбежать в европейскую песочницу, полную дружелюбных друзей, уступили место взрослому прагматизму и пониманию, что место и положение Украине в Европе придется завоевывать буквально с нуля.

Единственное, что утешает украинцев, - понимание того, что хотя бы в этом они нисколько не виноваты. Впрочем, это лишь усугубляет проблему, поскольку для её решения придется исправлять не себя, а других, причем целую Европу. А это пока что выглядит просто нереально!

Быть ли Майдану-3?

То, что сейчас Евромайдан сверху велено называть «революцией Достоинства», а снизу с радостью подхватили это перевоплощение, наводит на мысль, что украинцы уже изрядно подзабыли, ради чего именно два года назад они вышли на второй Майдан. Уж точно не ради достоинства! Такая подмена новейшей истории (далеко не первая за эти годы) наводит на мысль, что кому-то очень хотелось бы, чтобы незаконченная революция так и осталась незаконченной.

Действительно, если вся суть тех событий была в абстрактном достоинстве, то можно утверждать, что со свержением Януковича это достоинство было защищено и восстановлено. А значит, «идеалы Евромайдана» победили, с чем остается лишь поздравлять украинцев! Убеждая их, что все идет по плану реформ, даты светлого будущего обозначены (хотя и не оглашены), и нужно лишь набраться терпения и подождать. Год, два, пять, бесконечно – главное, чтобы больше никаких майданов, потому что они уже будут от лукавого Путина, ибо кто же еще хочет свергнуть демократическую патриотическую власть, как не враги Украины? Видимо, в этом и ответ на вопрос, почему украинцы с таким обреченным смирением приняли свалившиеся на них несчастья. И всё же, заткнув рот оппозиции и заморочив головы громадянам, нынешние партии власти совершенно напрасно считают, что угроза нового Майдана для них миновала. Их ошибка в том, что они неправильно понимают суть Майдана-3.

Майдан-2, то есть Евромайдан или «революция Достоинства», оказался незавершенным. «Банду» скинули, от Таможенного союза отказались, даже сгоряча поломали по всей стране невинные памятники – но и только. Остальные главные лозунги и идеи Евромайдана либо оказались совсем забытыми (евроинтеграция, слом олигархической системы), либо пошли по явно не тому пути (экономика), либо были реализованы частично (люстрация, реформа правоохранительной системы).

Поэтому все сегодняшние выпады оппозиции против власти, все призывы вновь выйти на Майдан – это тщетные попытки вновь запустить машину народного гнева с тем, чтобы закончить, довести до конца революцию 2014 года.

Соответственно, и противодействующая этому власть тоже старается сделать так, чтобы Евромайдан-2014 больше не имел продолжения, она сейчас усердно наваливает камни на его мемориальную могилу, дабы он не восстал из мертвых. И это ей вполне удается, так что «революция Достоинства» уже практически вошла в длинный список незавершенных революций и движений в истории человечества. Поверьте, их очень много! Но все они имеют одну особенность: каждая незавершенная революция, подавленная, заболтанная или забытая, создает предпосылки для следующей.

Причем следующая будет иметь уже несколько иной характер и несколько иные цели. Можете спросить французов или мексиканцев, они могут рассказать об этом немало интересного! Впрочем, подобные примеры есть и в отечественной истории: незаконченная революция 1905 года, не решившая полностью вопросы гражданских свобод и экономических реформ, создала предпосылки для свержения самодержавия в феврале 1917-го. Но и февральская революция забуксовала в политических дрязгах, чем создала предпосылки сначала для корниловского мятежа, а затем для октябрьского переворота. В свою очередь недовольство реформами большевиков привело к восстаниям эсеров в 1918-21 гг.

Поэтому Майдан-3 рано или поздно случится, хотим мы того или нет, ведь это следствие социальных законов человечества. И он будет уже не попыткой закончить Евромайдан, его лозунги будут не о люстрации и безвизовом режиме, а совсем другими. Какими – этого сейчас не скажет никто, равно как и не предскажет, когда именно это произойдет. Разумеется, избежать этого сценария можно, достаточно лишь изменить политику власти, и вместо того, чтобы хоронить лозунги и цели Евромайдана, нужно до конца реализовать их. Но, повторим, власть сейчас озабочена как раз тем, чтобы Евромайдан остался историей под именем «революции Достоинства», а не был продолжен. К чему приведет её эта стратегическая ошибка? Посмотрим, если выживем!

Виктор Дяченко
Новости Украины – From-UA