Довыпендривались, или Русско-турецкая война №13
26.11.2015 12:36

...и Москва внезапно получила по зубам там, где совершенно этого не ожидала.

Первая мировая война началась с террористического акта в Сараево, а Вторая - с вооруженного инцидента в Гляйвице. Неудивительно, что после того, как ВВС Турции уничтожили российский бомбардировщик, мир замер в страхе перед новой угрозой третьей мировой. Ведь именно так всегда и прогнозировали её начало: с потопленного эсминца или субмарины, со сбитого самолета или обстрелянной автоколонны. Кстати, колонну тоже обстреляли, причем гуманитарную: по имеющейся информации, это сделала на следующий день российская авиация, видимо, из мести. События стремительно развивались, словно сценарий известного фильма «The Day After»

Большое великодержавное шоу

Погибших российских летчика и морпеха чисто по-человечески жаль, так же, как и совершено непричастных семерых сотрудников гуманитарного конвоя. Однако положа руку на сердце стоит признать, что к чему-то подобному уже давно вела авантюристическая политика Кремля. Со всей этой демонстративной игрой атрофированных мышц перед Западом, дабы развлечь российскую публику, создать перед ней видимость величия России и еще немножко поднять рейтинг вечного Путина.

Сначала, в первые годы его правления, все было довольно безобидно: Россия медленно восстанавливала свою армию, изрядно запущенную и обветшавшую в 90-е годы, и ограничивалась показательными стрельбами и полетами на своих полигонах. Украинцы даже по-доброму завидовали россиянам, со вздохом глядя, как методично распиливают и сокращают тающие на глазах ВСУ. Но вот наступил август 2008-го, когда Москва впервые после Афганской войны вновь ввела свою армию на территорию другого государства и вновь никого об этом не спросила. Мировое сообщество тогда просто утерлось и проглотило, до конца не разобравшись в войне 08.08.08, да и просто не желая ссориться с Москвой. А в России впервые почувствовали пьянящую эйфорию безнаказанности.

С точки зрения психологии, безнаказанная выходка почти равноценна победе над противником. Таким образом, Кремлю не обязательно было ввязываться в реальные и дорогостоящие конфликты с сомнительным исходом, чтобы потешить самомнение россиян. Достаточно было устроить «шоу дворового хулигана», чтобы потешить самолюбие российского избирателя: вот, мол, глядите, как нас все боятся!

По-настоящему у Путина «снесло крышу» в марте 2014-го, когда он направил в Крым своих «зеленых человечков». Это была уже откровенная авантюра, поскольку существовал огромный риск того, что кто-то из украинских силовиков ослушается приказа из Киева «не поддаваться на провокации» и вместо распевания песен перед захватчиками накроет их из всех стволов. Тогда бы конфликт в Крыму мог перерасти в полноценную украино-российскую войну. Но всё прошло гладко, и опьяненный успехом Кремль направил боевиков уже на Донбасс – правда, уже в виде «казаков» и «ополченцев».

А чтобы продемонстрировать свое напыщенное пренебрежение перед Западом, вступившимся было за Украину (лишь словесно), Кремль устроил в 2014 году «авиашоу» с полетами российской военной авиации у границ Евросоюза, Канады и США. Несколько раз дело доходило до перехвата, но, к счастью, дальше демонстрации пилотажа не зашло. Всего в том году авиация НАТО более ста раз вылетала навстречу российским военным самолетам.

И все же простых полетов россиянам казалось недостаточно, им хотелось демонстрации титанической мощи родных ВВС – даром что ли их назвали «аэрокосмическими войсками»?! И тогда Путин влез в сирийскую войну, чтобы и своего союзника Асада спасти от неминуемого свержения, и своих избирателей удивить еще невиданным шоу с использованием авиации и высокоточных ракет средней дальности. Мол, наш арсенал не хуже НАТОвского! Ну и началось…

Последнее турецкое предупреждение

Запад смотрел на участие России в сирийской войне с раздражением, однако ничего, кроме своей традиционной озабоченности, высказать не мог, поскольку не хотел «нагнетать». Вообще, складывается впечатление, что у стран Запада есть некая планка отношений с Россией, которую они бы не хотели опускать ниже определенного уровня. И вполне вероятно, что в Кремле об этом знают, а потому позволяют себе подобные выходки. Тем более, что Путин тоже придерживался определенной черты: в отношении Запада он не заходил дальше полетов у границ и заплывов у территориальных вод, что само по себе не являлось даже нарушениями, а лишь эдаким гусарством. Зато с Украиной и тем более с Сирией он не церемонился!

Опять же: нещадно бомбя как ИГИЛ, так и сирийскую оппозицию, российские «аэрокосмические силы» старались ни в коем случае не задеть французов, американцев или израильтян. Тактика россиян напоминала стремление своими постоянными ударами добиться военного доминирования в регионе с тем, чтобы постепенно свести на нет активность сил Запада, «выжить» их.

Однако Путина подвело типичное российское высокомерие: стараясь не рассориться с Западом, он почти не обращал внимание на Турцию, которая изначально была одним из главных противников участия России в сирийской войне. Если Запад лишь высказывал озабоченность, то Турция требовала от России держаться подальше от зоны турецких интересов на севере Сирии, которую можно разделить на две территории. В одну из них входят районы с «протурецким» туркменским населением, в том числе города Латакия и Алеппо. В истории Османской империи эти туркмены играли там примерно такую же роль, какую в Российской империи играли казаки, поэтому их особые отношения с нынешней Турцией вполне понятны. Сегодня же Латакия и Алеппо – одни из основных центров антиасадовского восстания, поддерживаемого Анкарой.

Другая зона интересов – районы проживания сирийских курдов, крайне враждебных туркам. В последнее время режим Асада с помощью Москвы сделал их своими союзниками, пообещав взамен какую-то автономию. А турками любая автономия курдов в Сирии расценивается угроза своему государству, они и без того крайне раздраженно относятся к созданному американцами Иракскому Курдистану. В их представлении появление еще и Сирийского Курдистана непременно приведет к новому восстанию турецких курдов с целью создания объединенного курдского государства.

Таким образом, если интересы Запада в Сирии состоят чисто в «демократизации» и нефтяном бизнесе, то для Турции это территория интересов государства и глубоких исторических связей. Вот почему она больше всех была недовольна появлением там России. Но последняя добавила свою лопату угля в огонь конфронтации подчеркнуто пренебрежительным отношением к Турции. Возможно, в Кремле полагали, что купили Анкару с потрохами соблазнительными предложениями о газопроводе через турецкую территорию (вместо закрытого проекта «Южного потока»), и теперь она будет ровно сидеть на заднице и ждать обещанных дивидендов. Возможно, свою роль сыграло традиционное российское пренебрежение к «многократно битым» туркам, восприятие их как второразрядного государства, куда россияне ездят сорить деньгами на отдыхе. А скорее всего, тут сложилось всё в кучу.

И в итоге российская авиация не только активно «работала» в северных провинциях Сирии у самых турецких границ, но и иногда нарушала их. Это вполне понятно, учитывая, что для разворотов и заходов современным бомбардировщикам требуется делать многокилометровые «крюки».

Турция сделала свое первое предупреждение еще 3 октября, когда подняла в небо два истребителя, отогнавших российский бомбардировщик от своей границы. В тот же день Анкара официально уведомила Москву, что будет предпринимать все меры для защиты своих воздушных границ – вплоть до применения силы. После этого за полтора месяца российские летчики получили около 70 (!) предупреждений от наземных служб и поднимавшихся в воздух истребителей Турции. С каждыми разом россияне все сильнее убеждали себя, что турки просто «пустобрехи». И так продолжалось, пока не наступило 24 ноября…

Начинается?

Инцидент стал мировым шоком года, затмившим собой даже теракты в Париже. Это понятно: там была лишь атака «международного терроризма», а тут дело запахло конфликтом между двумя странами, одна из которых является ядерной.

Впрочем, Турция тоже не лыком шита, это не слабая Украина с разваленной армией и распроданным арсеналом. Она обладает полумиллионными Вооруженными силами плюс большим резервом запасников и ежегодно призывает на срочную службу до 300 тысяч человек. На её вооружении 3300 танков, 4600 бронемашин, 6100 артиллерийских систем, около 200 боевых самолетов. Турецкий флот превосходит ЧФ России двое по огневой мощи, втрое по числу судов и в семь раз по числу подводных лодок. Но главное, что Турция является активной участницей конфликтов в Азии и уже давно ведет внутренний конфликт с курдами, так что её Вооруженные силы обстреляны и испытаны.

Так что в случае новой русско-турецкой войны (она была бы уже 13-й по счету) России действительно бы пришлось уповать на свой ядерный арсенал, без которого шансы на победоносную войну были бы невелики. Но ситуация усугубляется тем, что Турция – член НАТО, причем далеко не фиктивный, как некоторые страны Европы. Турция - единственное государство НАТО в Азии и одна из шести (США, Британия, Германия, Италия, Франция) основных ударных кулаков блока. Это не тот союзник, которого приносят в жертву, и тут уж блоку НАТО пришлось бы вписаться, а это действительно бы развязало третью мировую.

Еще раз вспомним историю: Первая мировая началась с того, что Россия вписалась за Сербию, а Германия поддержала Австро-Венгрию; Вторая мировая началась с поддержки Польши Францией и Британией. Именно это расширило войны двух стран в мировые. Поэтому опасения того, что между Россией и Турцией вспыхнет конфликт, а США решат поддержат своего союзника и откроют ракетные шахты, имеют под собой какие-то основания. В конце концов, именно к такому сценарию и готовился блок НАТО все годы своего существования: отразить агрессию Москвы на одного из своих членов.

Тревогу усиливали два вопроса. Первый: почему Турция решилась на столь жесткий выпад, зачем ей понадобилось действительно сбивать российский самолет? Кто-то видит в этом лишь желание турецких властей тоже повыпендриваться перед своими избирателями, поднять свой рейтинг демонстрацией такого же великодержавия Турции. В таком случае инцидент будет утрясен дипломатическим путем с привлечением посредников (возможно, Франции или Германии). Кто-то опасается, что поступок Турции был негласно санкционирован Вашингтоном, поскольку именно он является лидером НАТО и в первую очередь отвечает за поддержку Турции в случае обострения конфликта. Но тогда непонятно, была ли это просто попытка дать предупредительный подзатыльник зарвавшемуся русскому медведю или же провокация с целью ввязать Россию в настоящую войну с НАТО?

Второй вопрос: почему Россия фактически приняла этот вызов, ответив на него жесткой обвиняющей риторикой и, возможно, ответным авиаударом по турецкому гуманитарному конвою? Ведь можно было успокоиться, разрешить конфликт дипломатией, добившись от Турции извинений и разрешения на беспрепятственное действие российской авиации. Но если Кремль решил не ударить в грязь лицом перед своими избирателями, не «унижаться» перед турками, не прощать обиды, то как далеко он зайдет в своей мести?

«Теперь я турок, не казак!»

Весь мир надеется на мирное разрешение этого инцидента, однако в любом случае он будет иметь последствия. В первую очередь, для России, чей самолет впервые со времен развала СССР (и вообще «холодной войны») был атакован и сбит авиацией НАТО.

Как минимум, получив, таким образом, оплеуху, Путин будет вынужден пересмотреть свою задиристую авантюристическую внешнюю политику и перестать бряцать перед Западом «искандерами» и «тополями». Россию хотят видеть на Западе как торгового партнера, а не очередного «властелина мира», и если Путин этого не поймет, то он окончательно загонит себя и свою страну в глухой угол. И уже не только экономическими санкциями, которые еще вчера воспринимались россиянами как признак слабости изнеженного Запада - мол, не могут ответить «по-мужски», придумывают разные экономические крючки. Но теперь, раз уж по зубам России вмазала Турция, это красноречивое предупреждение о том, что Россия с её мега-ядерным арсеналом уже не является неприкасаемой, что военные действия против неё вполне даже возможны.

Следует понимать, что сейчас перед ней не опущен новый «железный занавес» только благодаря стараниями Германии, заинтересованной в экономическом сотрудничестве с Россией. Однако может случиться так, что Берлин встанет перед нелегким выбором.

Гораздо хуже для России то, что теперь она серьезно рассорится с Турцией. А процесс уже пошел, судя по призывам российских официальных лиц к согражданам не ездить на отдых в Турцию и не покупать турецкие товары. Для потребительского рынка России это очередное потрясение, вызванное политикой любимой власти. Только недавно россиянам рекомендовали не ездить больше в Египет, теперь вот перед ними закрывается Турция – где ж им отдыхать? Как шутят украинцы, Путину осталось еще набедокурить в Греции, чтобы россияне проводили отпуск лишь в обесточенном Крыму или на Белом море.

А турецкие продукты?! Мало того, что путинская политика «импортозамещения» создает проблемы с южными фруктами для жителей Центральной России, так теперь еще может серьезно пострадать Крым, который в результате блокады только-только начал переключаться с украинских овощей и фруктов на турецкие.

Но и фрукты – ерунда, если Турция решит закрыть свои проливы для российских военных кораблей. Застрявшему в Средиземном море ЧФ РФ предстоит долгая дорога на родину! Разумеется, что о дальнейшей военной операции в Сирии придется тоже забыть, поскольку снабжать тамошнюю российскую базу авиаперевозками – удовольствие весьма дорогое!

Но главное, похоже, что намеченный газовый контракт между Анкарой и Москвой приказал долго жить. А это значит, что на южном направлении Газпром потерпел очередной крах, что, в свою очередь, вынудит Кремль либо пытаться реанимировать идею «Южного потока», либо пользоваться ГТС Украины – для чего вначале придется замириться с Киевом. А тут уже всё будет зависеть от украинских политиков: сдадут ли они интересы страны за понюшку шоколада или же выторгуют возвращение восточного Донбасса и Крыма.

Пока же в Украине инцидент со сбитым российским самолетом был воспринят, по понятным причинам, с некоторым злорадством и восхищением решительностью турецких политиков и военных. «Круто быть турками!» - писали в социальных сетях украинцы, заодно фантазируя о том, что Турция, как новый член «антироссийского клуба», могла бы стать хорошим союзником Украины!

Виктор Дяченко
Новости Украины – From-UA