«Темная» для Крыма
30.11.2015 11:39

На пятый день без электричества у крымчанок зачесались немытые головы. На самом деле смешного тут ничего нет: вымыть голову не проблема, но как высушить и уложить пышную длинную шевелюру без фена?! Ведь наши женщины уже забыли, каково жить без благ современной цивилизации.

Впрочем, а «наши» ли? Ведь главным итогом «энергетической блокады» полуострова стал переход политического спора от вопроса «чей Крым?» к вопросу «кто крымчане?». Именно на них и обрушились все последствия отключения электроснабжения. И судя по тому, что это ничуть не огорчило проукраинскую общественность, произошло фактическое признание ею того, что она более не считает жителей Крыма оккупированными гражданами Украины, о чем постоянно твердили и сами крымчане, еще полтора года назад совершенно добровольно получившие российские паспорта. Некоторые из них, увлеченные эйфорией «воссоединения», даже с пафосом сожгли свои украинские. Что ж, как оказалось, совершенно зря…

Путин, включи!

Нынешнее «затемнение» Крыма было не первым: в декабре 2014 года электричество полуострову вырубали официально, решением Министерства энергетики. Правда, лишь на несколько часов и под предлогом того, что Крым якобы «превысил лимиты потребления». Тогдашний инцидент замяли как недоразумение, а Киев с Москвой кулуарно договорились о сотрудничестве в энергетике: украинская сторона больше не трогает рубильники, а российская продает ей газ, уголь, уран и… электричество. Да, действительно, все это время действовал контракт, по которому Украина закупила у России свыше гигаватта электроэнергии.

Официальное пояснение устами министра энергетики гласило: мы покупаем его и потом с наваром продаем Крыму, потому что украинских мощностей для снабжения полуострова не хватает. Судя по этой странной формулировке, тогдашнее отключение было призвано стать поводом для заключения этого контракта: мол, продавайте нам электричество, а то мы сами Крым «освещать» не можем! Удивительно, но подобное украино-российское сотрудничество (с агрессором!) тогда не вызвало у украинцев ни удивления, ни вопросов.

На сегодня стало известно, что Минэнерго решило не продлевать данный контракт. Думается, поэтому украинская сторона и не торопится ремонтировать взорванные опоры ЛЭП, так что когда же именно закончится эта «энергетическая блокада», сказать трудно. Возможно, электроснабжение восстановят, когда вы будете читать эту статью, а возможно, через неделю, две, месяц…

Что ж, какие бы цели ни преследовали организаторы этой акции, можно уверенно сказать, что они добились желаемого эффекта, и даже больше. Ведь без электричества не работают не только фены! Остановились электротранспорт, хлебозаводы, водокачки, с перебоями работает мобильная связь. В высотках не работают лифты и кухонные электропечи, перестало циркулировать отопление. В кафе и рестораны, чьи кухни чисто электрические, из горячего можно заказать только шашлыки и барбекю. Впрочем, с мясом, замороженными и молочными продуктами уже начались перебои ввиду проблем с холодильниками.

Конечно, ситуация в Крыму сложилась неоднозначная. Особо важные объекты (военные базы, административные здания) сразу перешли на собственные генераторы и без света не остались, так что как раз оккупанты от блокады нисколечко не пострадали. В крупных городах (Симферополь, Севастополь, Ялта) введен режим экономии и веерных отключений, там «свет» хотя бы подают по часам, хотя из-за неправильных расчетов нагрузок уже сгорели несколько подстанций. В поселках же электричество, вода и мобильная связь исчезли полностью, и единственными освещенными местами в них стали магазинчики с генераторами или организованный МЧС вечерний досуг у местного ДК с коллективным просмотром новостей «Россия-24».

Впрочем, крымчане напрасно всматривались в установленные экраны, с надеждой ожидая ободряющего обращения Путина. Проблемы Крыма так и не стали темой номер один в российских СМИ, которые продолжали уделять большее внимание событиям в Сирии. Ни президент, ни премьер не снизошли до личного участия в разрешения крымского кризиса и словно его не замечали. Официальная позиция местной власти выражалась принципом «ничего, переживем», крымчан призвали потерпеть и пообещали ускорить создание «энергомоста» с Таманью.

Видимо, в Кремле решили не показывать слабину перед Украиной, да и заодно не портить свой рейтинг перед россиянами признанием своего бессилия в решении этой проблемы. Интересно, что это первый случай, когда Кремль не использовал такой хороший повод для нового витка антиукраинской пропаганды, и это заставляет задуматься о причинах.

А тем временем среди крымчан началось брожение. Не все вняли «патриотическим» призывам не ослаблять скрепы и «не ныть на радость хохлам». Одних возмутил бардак с веерными отключениями, которые проводились наобум, а не в соответствии с обещанным графиком – и они устроили пикеты у местных администраций. Другие вполголоса честили Россию и Путина, на помощь которых возлагали столько надежд, но которые ничем не помогли Крыму в данной ситуации. Нашлись даже те, кто задал вопрос: ну и зачем мы присоединились к России? Ведь ни больших российских зарплат, ни больших российских пенсий, ни огромных бюджетных вливаний в инфраструктуру полуострова крымчане так и не получили. А теперь еще и остались без света, причем это не единственная обрушившаяся на них проблема.

Хроника «зрады»

Первый вопрос, который всегда вызывают новости об очередной блокаде Крыма, – почему их устраивают крымские татары? А где же украинские патриоты, активисты, волонтеры, «правосеки» наконец?! Почему они «борются с оккупантами» в глубоком тылу – в Киеве, во Львове, в Одессе, в Кривом Роге, – но их практически не видно у Перекопа и Чонгара? Это действительно очень интересный вопрос, и он далеко не единственный. Потому что сама концепция взаимоотношений Украины и Крыма, Украины и России не укладывается в рамки логики и здравого смысла.

Если Россия – агрессор, то было бы логично еще с весны 2014 года прекратить с ней всякие отношения, закрыть липецкий «Рошен», перестать наживаться на транзите и перепродаже российских энергоносителей и закрыть с Россией границы до урегулирования ситуации путем возвращения Крыма и ухода российских боевиков из восточного Донбасса. Так было бы законно, справедливо, правильно. При этом, раз уж Крым и Луганск с Донецком официально объявлены оккупированными территориями, то по международным законам Украина даже и не должна заботиться об их снабжении электроэнергией, водой, газом и т.д. Даже социальные выплаты жителям этих территорий могут быть приостановлены (но должны начисляться для выплаты после освобождения).

Реальная ситуация напоминает смесь абсурда и типичной украинской «зрады». К абсурду привела двойственная политика, когда продолжаются все официальные отношения с «агрессором», включая заключение межгосударственных контрактов. На это наложились «особые отношения» с «временно оккупированными территориями», причем эти отношения почему-то разные для Крыма и восточного Донбасса. Например, для получения украинской пенсии жителю Донецка нужно просто приехать в Мариуполь или Славянск и зарегистрироваться там, после чего регулярно ездить за деньгами на украинскую территорию к банкоматам. А вот жители Крыма должны предоставить в украинский собес справку из российского о том, что они не получают российскую пенсию!

Складывалось впечатление, что аннексию Крыма в Киеве уже практически признали и считают утерянный полуостров законной российской территорией. Потому и продолжали с ним торговлю (в то время как с восточным Донбассом она почти полностью заблокирована), не допускали к перешейку «провокаторов» и вообще старались не злить Россию. Любопытно, что и украинские партии и движения, регулярно подчеркивающие свой мега-патриотизм, тоже все это время держались от Крыма подальше. Как будто все согласились с тем, что «та нехай москалі подавляться тим Кримом!».

О причинах этого можно гадать, однако конкретно известно о двух факторах влияния. Первый – это интересы олигархов, имеющих в Крыму свои предприятия. Например, небезызвестный Дмитрий Фирташ и его «Крымский титан», который получает сырье из Украины. Для лоббирования интересов этого бизнеса привлечены люди из нынешнего руководства Украины, которые уж наверняка стараются, чтобы никакой блокады Крыма не было. Кстати, теперь понятно, почему первой линией электропередач, которую начала было восстанавливать украинская сторона, была ветка на «Крымский титан».

Второй фактор – давление Европы, а точнее Германии. Именно его сейчас максимально использует Кремль, чтобы повлиять на Киев голосом официального Берлина, призывающего немедленно восстановить электроснабжение полуострова и наказать виновных в повреждении ЛЭП. Трудно сказать, какими именно интересами руководствуется Германия, однако её политическая линия основана на принципе замирения Украины с Россией любой ценой. Поэтому в Берлине эту «энергетическую блокаду» рассматривают даже не как проблему для населения Крыма, а как провокацию, способную обострить украино-российские отношения. Если в Берлине и рассматривают всерьез вопрос возвращения Крыма Украине, то исключительно долгим путем дипломатии и санкций, что может тянуться годами и десятилетиями.

Что ж, в Киеве тоже никуда не торопились и даже придумали этому политическое обоснование: мол, лучший способ возврата утраченных территорий – это создать в Украине более высокий жизненный уровень. Учитывая, что в обозримом будущем для Украины пока что не видно перспектив даже просто выбраться из экономического кризиса, то эта концепция звучала циничной издевкой. Оставалось лишь уповать на «развал России», который по мнению украинских ура-патриотов должен произойти «уже скоро». И этот маразм продолжался до тех пор, пока не рухнули взорванные опоры ЛЭП…

Они упали!

Итак, организаторами уже третьей по счету блокады Крыма вновь стали татары. Напомним, что первыми двумя были железнодорожная блокада и блокада грузовых автоперевозок, вызвавшая на полуострове некоторый дефицит свежих овощей и фруктов из Украины. Кстати, теперь, в связи с обострением российско-турецких отношений, в Крым перестанут завозить еще и турецкие помидоры и цитрусовые.

Интересно, что на фоне всех этих событий российские СМИ начали намекать, что крымские татары действуют под руководством турецких спецслужб! Что ж, это очень интересная теория заговора, которая просто не могла не возникнуть: действительно, почему крымские татары и Турция проявляют в отношении России больше смелости и активности, чем бестолково бубнящая про агрессию Украина?

Но теперь, похоже, Киев не стал стоять в стороне. Собственно говоря, стоит признать, что если бы украинские власти действительно захотели, то они бы просто изначально не допустили подобного повреждения опор. Или, как минимум, уже бы их починили, убедив крымских татар снять свои пикеты. Но, наблюдая за теми событиями, можно было догадаться, что украинская сторона лишь делала вид, что защищает ЛЭП, а потом она долго делала вид, что её восстанавливает.

Так что, похоже, слухи о том, что эта «энергетическая блокада» была согласована с Киевом, имеют под собой основания. В некоторой степени это подтверждают другие новости: украинская погранслужба начала закрывать пункты автомобильного пропуска на Крымском перешейке, официально под предлогом их «переноса» и «перестройки». Однако, как утверждают пересекавшие их пешком громадяне, никаких строительных работ там даже не начинали.

Таким образом, можно утвердительно предположить, что Киев решил изменить свою концепцию в отношении Крыма и попробовать «иные методы», хотя и неофициально, да еще и руками крымских татар. Да, у последних своя игра и свои интересы: нужны информационные поводы освещения активности меджлиса, его борьбы за освобождение арестованных в Крыму активистов. Возможно даже, это попытка торга с Москвой, хотя понятно, что требования татар не будут приняты. Но в любом случае в данной ситуации Киев лишь использует их.

С этим можно связать и некоторое изменение отношений Киева и Донецка: Минский мир вновь забуксовал, стороны снова прекратили диалог, зато вновь раздается стрельба. Всё это похоже на то, что в украинской власти верх вновь берет «партия войны» или же, по крайней мере, к ней начали прислушиваться. Причем, в отличие от ситуации 2014 года, когда «войну до победного конца» устроили только против сепаратистов Донбасса, теперь Киев уже не настолько опасается поднять руку на захваченный Россией Крым. Да и сам Кремль в ответ уже не играет мускулами и не грозит каким-то экономическим контрударом, а лишь пытается кулуарно воздействовать на Киев через Берлин.

Что это, первые признаки слабости Москвы? А «энергетическая блокада» Крыма, получается, это палка, которой Киев осторожно тычет в бок внезапно заболевшего медведя? Как знать!

Чей Крым?

Однако, как мы заметили в самом начале, данный инцидент стал свидетельством не только изменения отношения Киева к крымскому вопросу, но и пересмотра статуса самих крымчан. Хотя украинские политики об этом пока что благоразумно помалкивают, но украинская блогосфера, это зеркало общественного мнения, в эти дни просто мироточила откровенным злорадством. Увы, но оставшимся без электричества крымчанам почти никто не сочувствовал, что вообще-то некрасиво с точки зрения любой морали.

Но проблема даже не в этом, поскольку обсуждение темы «энергетической блокады» Крыма подняло более острый вопрос о том, стоит ли и далее считать крымчан украинскими гражданами? Ведь даже юридически почти все они стали гражданами России, получив российские паспорта, хотя большинство и сохранило на всякий случай украинские. «Они добровольно сделали свой выбор, они больше не украинцы, пусть остаются россиянами и молятся на своего Путина», - примерно такой вердикт вынесли им суровые украинские патриоты. Если еще летом среди них преобладало мнение «да пусть катится тот Крым с тамошней ватой...», то теперь оно изменилось. Крым нужно возвращать, крымчан необязательно – такова новая концепция украинского патриотизма по Крыму.

К счастью, пока что даже радикальные ура-патриоты не выдвигают предложений о, скажем, депортации крымчан по примеру крымских татар в 1944 году – по такому же обвинению в «содействии оккупантам». Наверное, понимая, что это просто неосуществимо. Нет, просто предлагается концепция «возвращения Крыма по воле всего украинского народа, не взирая на мнение крымчан», при этом последних ни в коем случае не обижать, а дать им полную свободу выбора. В конце концов, гражданам РФ не запрещается проживать, работать и даже владеть недвижимостью в Украине! Правда, вот участвовать в украинских выборах и работать на украинской госслужбе они не смогут. Однако, повторим, у обладателей двух паспортов всегда есть полный выбор – даже вновь тихонько стать громадянами Украины.

Что у блогеров на языке – то у политиков на уме. Вполне вероятно, что неофициально они уже изменили подобным образом доктрину по крымскому вопросу, вычеркнув из неё пункт «увещевание крымчан вернуться назад». Во всяком случае, даже самым недалеким киевским политикам совершенно понятно, что после таких вот «энергетических блокад» число симпатизирующих Украине крымчан упадет до нуля. И, тем не менее, практически никто, кроме лоббистов подключения электричества к «Крымскому титану», в эти дни не восклицал «да нельзя же так поступать с нашими гражданами!».

Таким образом, похоже, впервые со времен аннексии Крыма украинская сторона перестала ждать с моря погоды и результатов действия санкций, а предприняла хоть какие-то ощутимые меры воздействия. Впервые Россия на это не огрызнулась, что может придать Киеву уверенности для следующих шагов. И впервые было продемонстрировано, что Киевом более не будет учитываться мнение крымчан…

Единственное, что остается совершенно непонятным, так это конкретная цель этих блокад. Считать это началом комплекса мер по возвращению Крыма довольно сложно. По крайней мере, отключение электричества и закрытие автомобильного сообщения больше похожи на мелкую пакость, на политическую месть, чем на серьезные удары по противнику, приносящие ему ощутимый ущерб. Что толку создавать бытовые проблемы крымчанам?! Ведь они даже не решают статус Крыма, их просто использовали для создания видимости «воли народа». А вот реальным захватчикам Крыма – российским чиновникам и силовикам – эти отключения до лампочки!

С другой стороны, в наше время непредсказуемых гибридных войн подобные действия вполне могут укладываться в сценарий одной из них. И на гибридную захватническую войну Путина Украина вполне может ответить тоже гибридной войной освободительной. В сценарии которой, к примеру, обесточивание Крыма может быть одним из шагов подготовки к чему-то более существенному. Как знать! Ведь кто бы мог предугадать, что первым шагом к аннексии Крыма были бессмысленные, на первый взгляд, выходки национал-радикалов на Евромайдане, что позволило Кремлю подготовить нужную почву для раскола Украины! Вот и поваленная опора ЛЭП может сыграть в истории ту же роковую роль, что и снесенный на Бессарабской площади памятник Ленину…

Виктор Дяченко
Новости Украины – From-UA