Дорвались, или Облико морале украинской элиты
12.02.2016 08:05

Новая патрульная полиция Украины начала активно проявлять себя в совершенно неожиданном качестве. Формально созданная с целью прекращения коррупционной практики милицейского беспредела в отношении простых граждан, она заодно занялась тем, чего раньше всячески избегала ГАИ: попыткой заставить соблюдать закон представителей т.н. украинской элиты. Шикарные автомобили с крутыми номерами, которые раньше «гаишники» старались не замечать, дабы навлечь неприятностей на свою задницу, теперь останавливают, а их владельцев штрафуют и задерживают.

Разумеется, что «лучшие люди общества» не привыкли к подобному обращению со стороны каких-то там «мусоров», и они активно возражают, устраивая полицейским скандалы и конфликты. Практически ежедневно новости сообщают об очередном громком инциденте, а их виновники и виновницы становятся звездами Ютуба. Это куда экспрессивнее, чем пьяные российские туристы на турецких курортах, и к тому же происходит на улицах наших городов!

При этом просто потрясающее хамство, равно как и не менее потрясающее отсутствие интеллекта, демонстрируют даже не отмороженные «быки» с «корочками», а накачанные силиконом блондинки «без тормозов». А ведь это те самые люди, которые в телевизоре изображают из себя государственных деятелей, популярных политиков, видных бизнесменов, щедрых меценатов, зажигательных тусовщиков и уважаемых общественников. Но как только в окно их автомобилей постучалась полиция, они тут же отшвырнули маски и продемонстрировали свои настоящие лица. Или, скорее, свои оскаленные зубы.

Просто диву даешься, видя, кто все эти годы рулит страной и задает тон обществу! А ведь другой элиты у нас просто нет и в ближайшее время не предвидится…

«Наше всё», или За кулисами «Войны и мира»

Обычно при слове «элита» мы вспоминаем аристократию XIX века, с её изысканными манерами и витиеватыми речами. Последние, кстати, стали основой литературных языков. Вы можете себе представить поэмы Пушкина, написанные лексиконом тогдашних крепостных крестьян? Или «Энеиду», сочиненную не Котляровским, а куреневскими гопниками? Думается, это было бы что-то вроде смеси шансона с дискотечной попсой.

Но при этом мы не можем себе представить Александра Сергеевича, с матами угрожающего городовому сделать его жизнь кошмарной. А зря! Дело не только в том, что великий российский «наше всё» был человеком вспыльчивым и острым на язык. Просто камер-юнкер (полковник лейб-гвардии) Пушкин вообще имел право запросто зарядить в морду любому, не имеющему дворянского звания. И про это никто не написал бы в газетах, эка невидаль – барин рукам волю дает! В то время раздавать зуботычины слугам, крестьянам или солдатам считалось нормальным отношением к нижестоящим. Лишь бдящим на постах часовым и будочникам императорский устав гарантировал неприкосновенность.

Впрочем, нижние чины старались не давать такого повода «высокородиям», обходясь с ними максимально вежливо и уважительно. Даже санкционированный сверху арест дворян проводился по особому «ритуалу», дабы не унизить их благородное достоинство и не нарушить их гарантированные законом привилегии. Лишь приказ «поступить без чести» позволял ухмыляющимся усатым городовым скрутить и отдубасить дворянина, словно пьяного босяка.

Просто мы ошибочно судим об элите прошлого по высоконравственным художественным произведениям типа «Война и мир» или «Унесенные ветром», по веселым балам в поместьях и карточным вечерам во дворцах. Мы не принимаем во внимание, что кареты разъезжавшейся со званых вечеров элиты давили крестьянских ребятишек, не сбавляя скорости. Что возвращающийся из театра чиновник орал на уставшего дворника «живее открывай, мерзавец!». Что изнасилование крестьянской девки удалым поручиком даже не считалось таковым.

И это в XIX веке, когда уже шел слом старых традиций и старые титулы стремительно утрачивали своё прежнее значение! Поверьте, во времена «матушек-цариц», а тем паче в эпоху боярского местничества и шляхетского гонора всё было гораздо хуже! Тогдашняя элита творила такой беспредел, что народ целыми селами срывался с родных мест и бежал, куда глаза глядят!

При этом аристократия прошлого выделялась над «чернью» не только своим привилегированным статусом, но и постоянно пыталась подчеркнуть, что не имеет с собственным народом ничего общего, даже происхождения. Именно это стремление породило в своё время полонофильство у аристократии Московского царства, которое в Российской империи сменилось повальным западнофильством: дворяне сочиняли себе родословные, ведущие корнями к европейским рыцарям, разговаривали на иностранных языках и подчеркнуто придерживались европейской моды как более продвинутой по сравнению с отечественной. Лишь поднятая в середине XIX века волна славянофильского патриотизма частично вернула российскую аристократию с небес на родную землю…

«Мы – что-то одно, а вы – что-то другое!»

Любая аристократия, элита – это, прежде всего, привилегии, выделяющие её из серой толпы общества. Хоть во времена Мазепы или Шевченко, хоть в советскую эпоху или в современной Украине. Привилегии политические, правовые, экономические, социальные, даже религиозные. Заполучить их побольше, желательно утвердив в официальном статусе, аристократия стремилась всегда.

Однако всегда существовал и обратный процесс борьбы общества с привилегиями своей элиты. С момента Великой Французской революции, провозгласившей «равенство и братство», он приобрел масштабный глобальный характер, и к настоящему времени официальные аристократические привилегии частично сохранились лишь в некоторых королевствах.

Но официальными привилегиями можно также назвать современные особые права и льготы депутатов, судей, сотрудников правоохранительных органов. Это, так сказать, привилегии, дарованные чинам, но их обладатели, конечно же, хотели бы закрепить их за собой лично, до гробовой доски, и даже передать детям по наследству. Конечно, ни в Украине, ни в Европе или Америке это невозможно: революции прошлого уничтожили системы привилегий наследственной аристократии (кроме символических монархий). Но элита на выдумки хитра!

Капитализм (а у нас и социализм) принес миру две новые системы привилегий. Первую рождают деньги, точнее, их наличие. Чем больше у человека денег, тем больше у него возможностей, и этим он возвышается над своими менее обеспеченными соотечественниками. Многие нувориши старательно богатели именно для того, чтобы иметь возможность с заносчивым видом плевать на окружающих, утверждая «мы – что-то одно, а вы – что-то другое». Эта система, в которой положение человека в обществе зависит от размеров его капитала, характерна в основном для ранних стадий капитализма. Запад прошел через неё еще лет двести назад, мы же вернулись к ней после падения СССР.

Вторая система имеет в русском языке собственное название: блат. Но это явление вовсе не порождение советской эпохи, хотя и было ей присуще! «Блатные» связи были неотъемлемой частью аристократии пушкинской России: знакомства с губернаторами или покровительство великих князей делало мелких дворянчиков большими людьми. Это то, на чем держалась Америка почти до середины XX века: успех в бизнесе, политике, в сутяжничествах и трениях с законом во многом зависел от наличия необходимых связей и знакомств. Появились даже «менеджеры» и «брокеры», зарабатывающие поиском связей для своих клиентов. Их коллеги, за малую мзду готовые подсказать, кому можно «позвонить» или «занести», есть и в современной Украине.

Знакомства с нужными людьми до сих значительно облегчают жизнь и американцам, и европейцам. Просто сейчас на Западе своими связями стараются не злоупотреблять, ибо это чревато, у нас же связи решают всё, подчас даже больше, чем должность и деньги! И особенно, когда мелкий человечишка с императорскими амбициями, из себя ничего не представляющий, не имеет ничего, кроме этих связей. Вот тогда начинается кривляние и верчение пальцами с возгласами «да я сейчас позвоню, и тебя не станет!».

Тут стоит добавить, что в бандитские 90-е, как и в нынешнем «постмайданном» периоде, в Украине воскресала из могил далекого прошлого дикая привилегия силы. Когда увесистые кулаки, автомат или просто несколько десятков отморозков дают привилегию практически безнаказанно делать то, что им заблагорассудится - особенно если при этом они еще прикрываются привилегиями «патриотов». И это уже возвращение даже не в XIX век, а в лихие казацкие времена…

Что ж, деньги и связи – это как раз то, что можно преумножить, сохранить за собой до конца жизни и передать наследникам, чем украинская элита, собственно, и занимается еще с советских времен. Но тут существует один специфический нюанс: она, похоже, стремится сделать так, чтобы в нашей стране деньги и связи, рождающие привилегии, были только у неё одной! Ведь привилегии хороши тогда, когда они есть лишь у ограниченного круга, иначе теряется их свойство возвышать обладателей привилегий над толпой не имеющих их сограждан. Отсюда та агрессивность, с которой наша элита защищает эксклюзивность и монополию своих привилегий.

Непонятно только одно: почему, создав у себя на родине общество, расколотое на жирующую неприкасаемую элиту и нищее бесправное «быдло», украинские аристократы всё время тянутся в Европу, где они теряют свои привилегии и вливаются в ряды общества равных? Парадокс!

Нет страха, нет совести, нет вкуса

Таким образом, современную украинскую элиту и старую аристократию объединяют две общие черты: стремление к привилегиям и пренебрежительное отношение «верхов» к «низам». Часто просто хамское и агрессивное, когда нужно подчеркнуть разницу в их положении, указать «черни» на её место или напомнить стражам порядка, кто перед ними.

В этом отношении наша история сделала петлю и вернула наше общество обратно, в дореволюционные времена. И возможно, что если украинская элита не захочет исправляться, итогом этого будет новый 17-й год со всеми его последствиями. Когда солдатня, матросня и кухаркины дети издевались над потерявшими свои привилегии и неприкосновенность «благородиями» - не жестокой забавы ради, а мстя им за годы унижений. Возможно, «крутым» стоит поблагодарить судьбу, что сейчас их пытается поставить на место полиция, которая держит себя в рамках закона и заставляет соблюдать его и владельцев дорогих авто.

Однако между тогдашними и сегодняшними панами существует огромная качественная разница. Она видна невооруженным глазом, особенно глядя на то, как «отдыхает» современная элита. Что еще может так красноречиво подчеркнуть её происхождение! И дело ведь не столько в том, что она вышла в князи из грязи, а в том, что она так и осталась «деревенщиной», «рагулями», только дорвавшимися к богатству и должностям.

Нет, конечно, современники Пушкина вполне могли нажраться шампанского до беспамятства и голыми гнать на тройке по полям, догоняя разбегающихся девок. Но они «чудили» со вкусом, аристократически! Гусары за один вечер пропивали своё жалование, заказывая самое изысканное шампанское. Многие из них были людьми небогатыми, но все знали толк в алкоголе. Открывали они его тоже аристократически: сбивая саблей горлышко. Такая ловкость рук оттачивалась годами!

А вот современный пример: сын главы украинского Нацбанка плескается в бассейне вина. Культурно так, без стрельбы в потолок и дуэлей на саблях. Однако само по себе купание в бассейне вина – это признак отсутствия вкуса и возможных проблем с интеллектом. Зачем? В чем тут смысл?! Окунуться в вино это довольно неприятно, это агрессивная среда (с тем же успехом можно плескаться в кетчупе), да и дышать винными парами тоже сомнительное удовольствие. Да и ладно купаться - на фейсбуке зачем это выставлять, зная, что внимание к персоне твоей мамы распространяется и на тебя? Но ребята, видимо, просто решили «красиво порисоваться», демонстрируя количество родительских денег и готовность без сожаления выбрасывать их на ветер самым странным способом.

Увы, это единственное, чем могут блеснуть большинство представителей современной украинской элиты! Они не стали создателями и носителями пласта высокой культуры, как старая аристократия, они притащили с собой в верха общества самую вульгарную культуру низов.

Представляете поручика Ржевского, который приперся бы на бал в валенках и стал плясать вприсядку под балалайку, горланя матерные частушки! Маты – возможно, только витиеватые, всё остальное из перечисленного для старой аристократии было моветоном. Она не просто дистанцировалась от низов, заявляя, что не имеет с ними общего происхождения, она подчеркивала это собственным образом жизни и собственной специфической культурой, которая впоследствии стала образцом для подражания у простого народа. Сегодня мы наблюдаем иную ситуацию, когда элита нуворишей и чинуш живет в культурном поле, слепленном из попсы, блатняка и традиций коммунальных квартир, а в лучшем случае из сельского фольклора.

Помнится, лет 10 назад в Киеве была традиция устраивать званые вечера и «балы», на которых приглашали политиков, бизнесменов, больших чиновников и т.п. Очень многие такие мероприятия превращались в паноптикум и кунсткамеру уродов. На одном фуршете элита с аппетитом обступила стол, на котором соки подали не в хрустальных кувшинах, а в магазинных коробках, но никого это не смутило. На один из балов «государственные дамы» и жены министров проперлись в сапогах (!) да еще с огромными сумками-кошелками в руках, которые они потом поставили на пол, словно школьницы в поселковом танц-клубе. К слову, сегодня в коридорах Верховной Рады можно встретить немало представительниц женского пола… в ботфортах! Не парламент, а «ленинградка» какая-то!

Вообще, мода украинской элиты - это то же самое, что носят «колхозницы», но только купленное за сумасшедшие деньги в бутиках. «Парчовые зипуны и шелковые онучи», как сказали бы в старину. Для людей, которые способны оценить вещь лишь по её стоимости или позолоте.

А однажды на «венском балу» среди олигархов в смокингах мелькал какой-то депутат-патриот в вышиванке под пиджаком. Надел бы уже и шаровары – да ударил бы гопака под Штрауса! Но всё это лишь мелкие недоразумения на фоне закрытых тусовок украинской элиты и её молодой смены, где купание в бассейне вина - самая невинная забава…

Но существует и еще одно, можно сказать, фундаментальное отличие, и оно заключается в отношении к своей стране. Аристократия прошлого дистанцировалась от народа, от «черни», но искренне любила родину, и не только потому, что тут находились их поместья. Она в полной мере считала эту страну своей, связывала с ней жизнь и будущее своих детей, и вообще старалась сделать её лучше. Собственно говоря, это она ввела в наш обиход понятие патриотизма, а заодно идеи просвещенной монархии, парламентаризма и демократии, гражданства и свобод. Без политически активной аристократии мы бы так и остались отсталой посконной империей, где забитые темные крестьяне падали на колени при виде царского поезда.

Современная элита в Украине лишь работает, она тут на «вахте» (как говорил Задорнов), делает деньги. С первых же крупных доходов она приобретает недвижимость за границей, она отправляет своих детей учиться в Европу, даже потом оставляет их там жить и работать (или проедать родительский капитал). Методы же, которыми украинская элита зарабатывает тут свои миллионы и миллиарды, просто потрясают: ради прибылей она готова выжать Украину до капли, превратить её в пустыню с вымирающим нищим населением. Ведь почему-то все лоббируемые ею «реформы» были направлены на лоббирование интересов крупного бизнеса в ущерб государству и народу.

Поэтому возникает впечатление, что украинская элита просто ненавидит свою страну еще сильнее, чем свой народ. Хотя в политических целях и надевает иногда вышиванки и играет на струнах патриотизма, призывая «чернь» отдать за себя свои голоса…

Виктор Дяченко
Новини України – From-UA