От фуфайки до вышиванки: социальная и политическая мода Украины
24.05.2016 08:15

Мы часто недооцениваем влияние политики на моду. А еще чаще не замечаем, как стремление населения одеться стильно или хотя бы просто прилично, влияет на политическую ситуацию в стране. Между тем, одежда, как и обувь, относится к категории жизненно необходимых товаров и услуг - вместе с едой, жильем и медициной. А еще это очень красноречивый способ самовыражения, ради которого люди могут идти на самые отчаянные поступки…

90-е: мы одевались, как могли

Украина вошла в эпоху своей независимости со всколоченной «химией» прической, под песни Богдана Титомира, Виктора Цоя и «Братьев Гадюкиных». А тогдашняя мода полностью отражала и состояние потребительского рынка страны, и социальный состав населения, и его представление о моде как таковой.

Народ просто «угорал» по всему западному, хотя мало кто мог отличить действительно европейское и американское от турецких и польских поделок, и даже продукции отечественных кустарей-кооператоров. Впрочем, все они стоило недешево, поскольку первым веянием рыночной экономики стало всенародное увлечение коммерций: все старались продать что-то кому-то с «наваром». Даже уже изрядно поношенные джинсы «Монтана», вываренные их третьим владельцев в «Белизне» и после этого перепроданные еще несколько раз.

Самые ловкие «бизнесмены» вообще покупали шмотки лишь на пару дней поносить, похвастать, а заодно разрекламировать товар и найти на него покупателя. Тем, кто торговал якобы новыми брюками и куртками, требовалось большое мастерство аккуратно снять все картонки и этикетки (не идти же в них на дискотеку!), чтобы потом прицепить их обратно. Вспоминаю горе и ярость одной девицы, оравшей «мне же их завтра в комиссионку нести!» - кто-то случайно брызнул на её «мальвины» пивом.

Гардероб тогдашних городских модников состоял, прежде всего, из «варенок»: брюк, юбок, пиджаков и рубашек. Кто-то выкладывал по две месячные зарплаты за «фирму», кто-то сам варил старые джинсы (и советские тоже), а многие покупали эрзац-продукцию кооператоров, пошитую не из «катона», а из других хлобчатобумажных тканей с «вареным» узором. Далее по популярности шли брюки «бананы» ярких вызывающих цветов то ли из бязя, то ли из перкаля – что еще оставалось из советских запасов мануфактуры. Вот такой был писк тогдашней моды, довольно демократической, еще не разделенной глубокими каньонами социального неравенства.

Но наряду с этой высокой прозападной модой еще сохранялся консервативный советский «terrase casual», основными элементами которого были дешевые и имеющиеся практически у каждого «треники» и фуфайки. Последняя была еще совершенно интернациональна от Мукачево до Владивостока, и не ассоциировались с политическими взглядами. В них бегали по родному селу за девчатами и будущие национально-сознательные патриоты Украины.

Суровый и донельзя простой стиль постсоветского рабочего класса и крестьянства дополняли также старые и затертые до дыр джинсы, форма учащихся ПТУ, старые нейлоновые или дерматиновые куртки 80-х. Сверху всё это увенчивалось либо кепкой, либо ушанкой из кроличьего (или собачьего) меха. Их носители ничуть не стеснялись своей простоты и не считали себя неудачниками: тогда украинцы еще были полны оптимизма. Заработать несколько сотен рублей и в «высший свет» в «мальвинах» или «бананах» было, при желании, по плечу почти всякому желающему…

Необратимый социальный раскол нашего общества произошел в середине 90-х, выкристаллизовав из него две новые категории элиты: бизнесменов и «братву». И они тут же поспешили подчеркнуть своё привилегированное положение эдакой собственной униформой. Малиновые пиджаки, спортивные костюмы «Адидас» и кожаные куртки смотрелись несколько абсурдно, однако они легко узнавались издалека - а именно этого хотели те, кто их носил. Отечественный обыватель вряд ли бы смог отличить костюм Армани от продукции Житомирской трикотажной фабрики - на нем же сверху не написано! Зато на импортных спортивных костюмах производитель как раз написан, крупными буквами на груди и спине, а малиновый цвет пиджаков не разглядит разве что дальтоник.

Народ с завистью глядел на «крутых» и мечтал если не стать такими же, то хотя бы казаться. И начинал кропотливо копить на «Адидас» - правда, в итоге приобретая на базаре какой-нибудь «абибас». Массовый наплыв подделок начался как раз в середине 90-х, и причиной этого было не столько отсутствие какого-либо контроля качества товара, ввозимого «челноками», сколько низкая покупательская способность обнищавшего населения.

Мода второй половины 90-х отражала отчаянную попутку оставшегося без денег третьего сословия выглядеть привлекательно, интересно, современно. И достигалось это тоже внешним видом: яркими кричащими цветами, стеклянным или металлическим отливом, надписями и рисунками, необычной комбинацией предметов одежды. Символом женской моды того времени становятся разноцветные лосины из блестящей синтетики. Мужчины же вожделеют о «кожанках», но в виду их высокой стоимости покупают в основном эрзацы из свиной или искусственной кожи…

Новый век, старые ценности

Эпоха акрила и синтепона – так можно было охарактеризовать украинский потребительский рынок одежды для простого люда в самом начале нынешнего столетия. Он разительно изменился: там, где в начале 90-х с земли торговали подряд разным хламом, теперь тянулись бесконечные лабиринты торговых рядов и «контейнеров» с бесчисленным выбором одежды на любой вкус. Впрочем, при ближайшем рассмотрении оказывалось, что особого выбора то и нет: масса одинакового, только разных оттенков. И почему до этого не додумались в СССР?

Но самое серьезное изменение постигло качество товара. Категории «для малоимущих» и «для ниже среднего» теперь были представлены изделиями из дешевой синтетики. Так, вместо шерстяных свитеров и шапочек небогатым украинцам теперь предлагали акриловые. Дешевую спортивную и рабочую одежду, а также военную форму шили из какой-то «стекляшки» - ведь теперь даже простой хлопок перешел в категорию элитных материалов. «Зато они долго носятся!» - убеждали придирчивых покупателей продавцы синтетики.

В этом они были бесспорно правы: прочность и долговечность является одним из достоинством синтетических тканей для бедных. Чем реже они будут вынуждены обновлять свой гардероб, тем меньшими зарплатами и пенсиями довольствоваться.

Советская эпоха дешевого натурального безвозвратно канула в прошлое. Простое суконное или драповое пальто стало богатством, за овчинную дубленку нужно было выложить несколько средних зарплат, кусались цены даже пуховиков. Самой распространенной зимней одеждой маленьких украинцев стали куртки и пальто на синтепоне – этих фуфаек современности, которые теперь носит 2/3 страны. Каждый рынок начинался с рядов одежды «для безработных», как прозвали в народе эти самые дешевые спортивные костюмы, ставшие униформой современной молодежи, что не нашла себе места в жизни и бестолково коротает время во дворах.

Впрочем, период экономического благополучия 2003-2013 годов создал в Украине большую прослойку среднеобеспеченных граждан, ставших клиентами торговых центров и недорогих бутиков (типа «Hugo Boss»). На них были ориентированы не только импортеры, но и появившиеся отечественные производители качественной одежды. Кстати, действительно вполне приличной: покупатели даже не верили, что эти пальто и костюмы были пошиты не в Турции, а в Днепропетровске и Одессе.

Еще один примечательный факт: в своем выборе этот украинский «средний класс» демонстрировал практически европейские вкус и манеры. Дело в том, что в Европе социальное происхождение человека действительно видно по его внешности, одежде, прическе – даже не смотря на тамошнюю демократичность и «народность» моды. Например, представители низших классов предпочитают более броскую и яркую одежду, с выставленными напоказ «лейбами» (даже если это подделка), с вызывающими надписями и рисунками, с подчеркнутой сексуальностью. Средний класс там выбирает простой, но четкий стиль, без вызовов, с определенной скромностью, упором на качество одежды и аккуратность её владельцев. И точно такой же выбор делали многие наши среднеобеспеченные (по украинским меркам) сограждане.

Увы, кризис 2014-2016 года фактически уничтожил эту социальную прослойку, отбросив миллионы украинцев назад в нищету, каковой не было с 90-х годов. Надо ли говорить, что одновременно с этим мы отдалились и от Европы, едва начав сближаться с ней ментально…

А тем временем моду в Украине вовсю задает не только экономика, но и политика. Еще в эпоху президентства Виктора Ющенко, большого любителя исторический баек и сельского фольклора, в стране начался ренессанс вышиванки. Почему в качестве символа национального возрождения была выбрана именно она, а не кожух, шаровары или соломенный капелюх, знает, наверное, только сам Виктор Андреевич. Ну что ж, выбор довольно удачный: симпатично, стильно, вполне вписывается в современную моду, а главное подходит и под костюм на заседания в Раде, и навыпуск для прогулок в парке.

Теперь есть даже всеукраинский День Вышиванки, отмечаемый в третий четверг мая. Каждый отмечает его в меру своих представлений о национальных символах и национальных идеях. Студенты устраивают познавательные флеш-мобы, политики толкаются в кулуарах, а вот национал-радикалы потрясают кулаками на своих маршах. Да, у них по каждому поводу марш, такие уж они есть. Меняется партийная мода, меняются названия партий и движений, но они всё так же маршируют!

Евромайдан принес украинцам новую политическую моду: шапочки «балаклавы», закрывающие масками лицо. Казалось бы, в них можно ходить только на баррикадах, борясь с антинародным режимом. А вот и нет! 2014-й год запомнился украинцам как сплошное «маски-шоу», поскольку национал-патриоты таком виде появлялись везде: на митингах и маршах, на блокпостах, в коридорах власти и телестудиях, в общественном транспорте и магазинах, даже в кафе. Такое впечатление, что они их не снимали даже когда мылись!

А с началом АТО украинские политики, а сразу за ними и чиновники поспешили сменить вышиванки на военные камуфляжи. Чтобы тем самым продемонстрировать свою причастность к святому делу защиты Отечества и заверить всех в своем высочайшем патриотизме, а может даже и героизме.

Но теперь камуфляж нередко можно увидеть и на простых украинцах – и это не всегда вернувшиеся домой солдаты или спешащие на борьбу с памятниками активисты. Просто раз уж война задала моду на «милитари», а кризис опустошил кошельки, то почему бы не воспользоваться случаем, чтобы переодеться в эти практичные, прочные и относительно недорогие брюки и куртки! Однако, думается, что украинцам все же хотят, чтобы поскорее наступило то время, когда окончание эпохи конфликтов и кризисом позволит им вновь покупать себе что-то цивильное и симпатичное…

Иван Пургин
Новости Украины – From-UA