Украинцам нужно примириться, иначе они уничтожат друг друга
24.06.2016 13:39

Овчарки, рвущиеся с поводка. Да простят меня за это сравнение те, кто считает оскорбительным ставить на одну доску homo sapiens и canis familiaris, но именно таким видится современное украинское общество. Потому, что злоключения, выпавшие на его голову за последние четверть века, напоминают «дрессировку» сторожевых и бойцовых собак Может быть, её устроили специально. Может быть, это случилось спонтанно, от такой собачьей жизни. Однако это произошло, и теперь люди готовы вцепиться друг другу в глотки.

Они не делают это только потому, что власть пока еще удерживает их на поводках. Конфликт на Донбассе? Это скорее далеко зашедшие «собачьи бои», где людей умело стравили друг с другом, чтобы отвлечь их внимание и сублимировать их недовольство. Но с каждым годом, с каждым месяцем, украинской «элите» всё труднее удерживать общество от настоящего взрыва, когда все пойдут против всех. А новая Колиивщина в условиях 21 века грозит украинцам самоистреблением.

Но давайте поразмыслим не о том, к чему приведет эскалация социально-политической напряженности общества, а о том, что может её предотвратить. Можно ли примирить и объединить украинцев, и как это сделать? Для начала вспомним, а что же нас раскололо и поссорило…

Социальный вопрос

Не зря именно его всегда ставили во главу угла и марксисты, и либералы, хотя и давали на него разные ответы. Даже психологи скажут вам, что первопричиной социально-политической нестабильности является неудовлетворенность индивидуумов качеством своей жизни. Много ли вы знаете случаев, когда на протесты выходили довольные всем люди? Будет ли счастливый человек участвовать в баррикадных сражениях, вместо того, чтобы провести отпуск на море с семьей?

Наблюдения показали, что подавляющее большинство активных участников украинских событий 2013-2015 годов были как раз такими недовольными (меньшинство состояло из примкнувшей к ним скучающей молодежи). Безусловно, у каждого были собственные причины для недовольства, ведь и среди выходящих на протесты «несогласных» существуют свои классовые различия. Предпринимателей злило давление «режима» на малый и средний бизнес, студентов - отсутствие перспективы, рабочих – малые зарплаты и угроза безработицы, безработных – отсутствие хорошей работы, старикам не хватало их пенсий.

Все эти проблемы возникли не сразу, они существовали давно, накапливались годами. И что хуже всего, они рождали новые проблемы: вводили людей в депрессию или делали их раздражительными, разрушали их планы, вынуждали ограничивать себя, чувствовать неудачниками, завидовать другим, выплескивать зло на окружающих. Затем эти проблемы усугублялись еще больше, они ссорили мужей с женами, а детей с родителями, они разбивали семьи, ломали жизнь.

Ну а те, кто не сломался, всегда хватался за любой шанс разрешить свой социальный вопрос, шанс «подняться», или хотя бы чем-то поживиться. Кто-то видел такой шанс в Майдане, кто-то в сепаратизме, кому-то было достаточно организовать свой блокпост….

Конечно, всегда можно сказать, что в Африке люди живут еще хуже! Однако ведь африканцы никогда не жили лучше, поэтому они и не впадают в отчаяние, если у них есть хотя бы пара штанов и миска пшенной каши на обед. А вот украинцы переживают уже третье падение уровня жизни за последние четверть века (после 90-х и 2008 года). И при этом ежедневно видят, как минимум, по телевизору, нормальную жизнь в нормальных странах, где вполне обычным людям не приходится ломать голову над тем, как прожить до следующей получки с пустым холодильником. А ведь это весьма раздражающий фактор! В свое время именно «подсматривание в дырочку» за жизнью на Западе сделало многих советских граждан латентными антисоветчиками.

Эта социальная неудовлетворенность – благодатная почва для посева самых розных политических идей, в том числе вздорных и экстремистских. Даже сепаратизм Крыма и Донбасса, по мнению политологов, имеет именно социальные корни, равно как и национализм украинских ура-патриотов. И что еще хуже, они ничуть не лечат эти социальные язвы, а лишь еще больше усугубляют проблемы.

Гапоны украинской политики

В своё время история жестоко посмеялась над незадачливым священником Георгием Гапоном. Имя человека, искренне выступавшего против экстремистских методов протеста и кровопролития, стало прозвищем провокаторов, сознательно ведущих людей на бойню. И современные украинские Гапоны ведают, что творят. Ведь именно на украинских политиках лежит вся ответственность за раскол украинского общества на «оранжевых», «синих» и «красных», на «бандеровцев» и «ватников».

Когда мы ругаем украинских националистов или обличаем пророссийских сепаратистов, то часто при этом забываем, кто их такими сделал. Ведь эти люди могли сублимировать свою жизненную неустроенность иным образом – например, ударится в религию. Но вместо этого им помогли удариться в политику, причем в самые крайние её формы. И сделали это не какие-то сектанты, и не организовывающие подпольные кружки агенты иностранных спецслужб. Это сделали наши отечественные партийные лидеры и политические идеологи, совершенно открыто, годами промывая украинцам мозги через все доступные СМИ.

Еще в 1990 году украинское общество было единым. Кто-то был за перестройку, кто-то за «обновленный Союз», почти все ругали власть, но никто и помыслить не мог убивать друг друга из-за цвета флага или языка. Взаимная неприязнь возникла лишь к концу 90-х, после того, как политики начали разыгрывать в Украине свои карты: национальные, славянофильские, прозападные, пророссийские и пр. При этом столь усердно обвиняя и демонизируя своих оппонентов, что расколотые на политические лагеря украинцы начали ненавидеть друг друга. Вот тогда и началось всё то, что сегодня поставило Украину на грань катастрофы.

И когда теперь кто-то утверждает, что во всем виноваты пророссийские украинцы, а кто-то сваливает всю вину на сторонников национал-патриотов, то они, по сути, продолжают повторять эти раскалывающие украинцев глупости. Когда «сепары» и «правосеки» обвиняют друг друга в инициировании конфликта на Донбассе, то они обоюдно неправы, потому что начали его украинские политики, еще двадцать лет назад расколовшие общество на две непримиримые части. Но не с целью устроить в стране войну, о нет!

Политикам просто нужно было выиграть выборы и удержаться у власти, чтобы заниматься «прихватизацией», «пилить» бюджет, контролировать потоки, «крышевать» - при этом полностью игнорируя интересы и насущные потребности украинского народа. И тогда политики трансформировали социальное напряжение в политический раскол общества, столкнув украинцев лбами, чтобы обозленный народ не вынес их из кабинетов вперед ногами, и даже продолжал бы за них голосовать.

Безусловно, в данном процессе участвовали не только отечественные политики: США, Европа и Россия тоже приложили к этому свои руки. Более того, это они задали тон расколу украинцев на векторы «запад-восток». Весьма вероятно, что если бы не активное участие в украинских процессах наших «стратегических партнеров», то здесь была бы совершенно иная картина раскола. Может быть, даже, и не политического вовсе, а, скажем, религиозного. Но в любом случае раскол был неизбежен, потому что он являлся главным инструментом политических манипуляций украинской элиты. И другого она себе не придумала до настоящего времени.

Формула раскола

Третьей причиной раскола украинского общества многие называют украинские законы – несовершенные, а порою просто несправедливые. Однако не будем забывать, что нам их не спустили с неба на скрижалях. Все законы приняты Верховной Радой, поэтому вся ответственность за их недостатки ложиться исключительно на её депутатов. То есть всё тех же украинских политиков, представляющих интересы украинской элиты или иностранных «партнеров».

Таким образом, мы приходим к формуле украинского раскола. В течение четверти века украинская элита стремительно наращивала свое материальное благосостояние и повышала свой привилегированный статус за счет ограбления державы, обдирания народа и его унижение до уровня «быдла». Одни пришедшие к власти кланы и «семьи» не спеша и аккуратно стригли свои «купоны», позволяя подрасти и уровню жизни населения, другие торопились «нацарювать» и драли три шкуры, ввергая украинцев в кризисы и нищету.

Это постоянно обостряло социально-политическое напряжение в обществе и могло привести к спонтанному взрыву, к бунту. Тогда украинская элита использовала метод политического манипулирования, с целью трансформации социального недовольства во взаимную неприязнь украинцев, искусственно расколотых на политические лагеря. Что заодно помогло украинской элите регулярно получать их голоса на выборах.

Однако, из-за активного вмешательства извне, этот процесс начал резко обостряться и выходить из-под контроля. Политический раскол украинцев увенчался Евромайданом, Антимайданом, аннексией Крыма и гражданским конфликтом, в котором сепаратистов всесторонне поддержала Россия, а новую украинскую власть политически поддержали США.

И вот тут, вместо того, чтобы унять свои амбиции и попытаться сбросить градус общественной напряженности, украинская элита решила ковать деньги не отходя от кассы, под оглушительный скрежет раскручивающегося маховика конфликта. Думаете, противостояние на Донбассе длится до сих пор только потому, что Путин продолжает использовать его в своих политических интересах? Но украинским политикам эта затянувшаяся на два с лишним года АТО выгодна не менее, потому что она позволила им «построить» украинское общество и подавить его социальные протесты.

При Кучме, Ющенко или Януковиче кризис подобный нынешнему, усугубленный горе-реформами и чудовищным ростом тарифов, давно привел бы к массовым акциям протеста. Но сегодня Майдан-3 невозможен, потому что его участников объявят «провокаторами Кремля», и их разгон не вызовет такого сочувствия и возмущения, как события «кровавой елки» (ноябрь 2013). Напротив, многие бывшие «майдановцы» будут гневно потрясать кулаками и требовать от СБУ «сажать путинских шлюх». Потому что энергия социального недовольства большинства украинцев умелой пропагандой трансформировалась в «патриотический гнев», направленный против внешних и внутренних врагов державы.

Кому-то эта трансформация может даже показаться долгожданным примирением украинского народа. Мол, после четверти века раскола, украинцы обнялись и единой силой выступили против России и сепаратистов. Но это далеко не так! Настоящее объединение общества возможно лишь после его примирения. Попытки же мобилизовать общество эскалаций ненависти к общему врагу создают лишь иллюзия единства. И эта иллюзия рассыпается новой междоусобицей, когда общий враг исчезнет.

Вот почему политикам выгодно никогда не заканчивать АТО. Вот почему им выгодно бесконечно продолжать истерию «отечественной войны», при этом не давая завершить конфликт ни военным, ни политическим путем. Вот почему украинское общество, временно сплотившееся в своей «патриотической ненависти» к врагам Украины, напоминает разъяренных овчарок, чьи поводки находятся в руках украинской элиты.

Формула единения

Она достаточно проста: примирить и объединить украинцев сможет только тот, кто их расколол и перессорил. Все иные предложения типа взяться за руки, спеть хором, почитать Библию или «Кобзарь», выйти на флешмоб с флагами, устроить круглый стол – это идеи для детского сада или интерната умалишенных, бесполезный самообман. Вы в самом деле полагаете, что украинцев, которым двадцать с лишним лет засовывали в мозги противоположные политические идеи и натравливали друг на друга, можно помирить совместным пением гимна? Да они снова начнут дубасить друг друга, не сойдясь во мнении что именно и как петь!

Механизм примирения и объединения – он еще более сложный, чем механизм раскола. На это должны будут работать десятки партий, сотни политиков и тысячи журналистов. При этом к такому решению должна будет придти вся украинская элита, потому что если одни её кланы начнут общественное примирение, а другие продолжат политику раскола, то ничего из этого не выйдет.

Возможно ли такое? Да, и небольшой пример у нас перед глазами. В 2014 году украинская элита вдруг «забыла» про языковый вопрос. Он не был решен, просто его на время оставили без внимания: национал-патриоты почему-то перестали требовать тотальной украинизации, а их оппоненты перестали требовать второго государственного языка. И, о чудо - языковый спор на время затих, погас, громадяне перестали хватать друг друга за грудки и выяснять, какой язык для кого родной. Эта идиллия продолжалась недолго, пока элите нужно было пополнить ряды защитников Украины (и новой власти) русскоязычными украинцами. Но она показала, что примирение нашего общества возможно уже в том случае, если украинцев просто прекратят раскалывать и натравливать друг на друга.

То есть достаточно просто выключить механизм раскола общества, чтобы люди сами постепенно остыли от взаимной неприязни. А если запустить машину примирения? Можно быть уверенным, что тогда очень скоро украинцы начнут всеобщее братание.

Но вот ведь в чем проблема: оба этих механизма находятся в руках украинской элиты. Кроме того, собственными механизмами воздействия на мнение украинцев обладают Россия и Запада. И вопрос примирения украинского общества зависит исключительно от их доброй воли. Вот только нужно ли им это? Не будем забывать, что раскол украинского общества не являются их целью, это лишь используемый ими метод защиты своих интересов. И пока они не «изобретут» другого, они не перестанут применять нынешний, не выключат свою машину промывания мозгов – тем более сейчас. Не потому что не хотят, а потому что не могут.

Западу и России сделать это намного проще: даже полностью лишившись возможности влиять на политические процессы в Украине, они потеряют немного, всего лишь медным тазом накроются какие-то из их геополитических амбиций. Но украинская элита четверть века манипулировала настроениями украинцами для того, чтобы состояться и выжить. Что произойдет, если она прекратит эти манипуляции? Примирение украинского общества поставит крест лишь на искусственно созданном политическом расколе, но не разрешит социального вопроса. А ведь раскол как раз и создавали, чтобы замаскировать социальный вопрос и сублимировать социальное недовольство.

И тогда украинский народ, уже не разбитый на враждующие лагеря, обратит свое внимание на украинскую элиту и спросит у неё: как же так получилось, что одни из нас выживают на минимальную зарплату, в то время как другие ежегодно скирдуют в оффшорах миллиарды? Неудобный такой вопрос, тем более в наше-то сложное время. Ответить на который честно и прямо украинская элита не сможет, поскольку это стало бы её чистосердечным признанием.

Ей бы взять и разрешить этот социальный вопрос, хотя бы частично, хоть немного поднять уровень жизни населения и сократить чудовищный разрыв между «верхами» и «низами» - и тогда не придется натравливать обозленных бедняков друг на друга. Но почему-то элита не хочет этим заниматься, напротив, она форсирует свои «реформы», которые лишь вгоняют украинцев в еще большие злыдни. Социальный вопрос обостряется еще больше, и нужно прилагать больше усилий, чтобы отвлекать от него украинское общество. А делать это иначе, кроме как разделять и властвовать, наша элита не умеет. Поэтому мечты о примирении украинцев так и остаются лишь мечтами.

Но ситуация постоянно накаляется: чем острее социальный вопрос, тем труднее от него отвлекать, и тем сильнее приходится обострять политический раскол. Поводки, сдерживающие овчарок, уже трещать, и трудно сказать, в чье горло они вцепятся, когда те лопнут - друг другу или в своих хозяев? По существу, украинская элита толкает Украину на грань масштабного гражданского конфликта: либо политического, либо социального, либо перетекающего один в другой. И она словно не понимает, что в любом случае сама станет его жертвой.

Виктор Дяченко
Новости Украины – From-UA