Четверть века украинской государственности: путь проб и ошибок
23.08.2016 08:25

Военные парады, марши вышиванок и шествия прапороносцев: страна в 25-й раз отмечает свой День Независимости. Под звуки оркестров, ура-патриоты традиционно грозят кулаками врагам нации и державы, политики традиционно обвиняют друг друга в «зраде», а власти традиционно обещают гражданам скорое наступление светлого будущего. Как и пять, и десять, и двадцать лет назад.

Казалось бы, все повторяется, словно «день города» в заурядной провинции, где время остановилась полвека назад. Но это далеко не так: от года к году в Украине менялась не только мода. На смену одним надеждам и проблемам приходили другие, менялись действующие лица, менялась сама страна. Так что, можно сказать, каждый юбилей украинской независимости был по-своему уникален.

1991 год: провозглашение Независимости

1991: Хватит кормить Москву!

Тем летом предчувствие какого-то очень важного события буквально висело в воздухе, и всё же путч ГКЧП и последующий развал СССР за несколько дней стали для всех шокирующей неожиданностью. Огромная и пока еще единая страна жила двумя главными вопросами: где купить колбасы и отоварить талоны на масло, и когда же от власти отстранят компартийную номенклатуру? А в отдельно взятой УССР ждали каких-то реформ от правительства Фокина и спикера Кравчука, чьи полномочия были связаны идущей из самой Москвы вертикалью союзной власти. Старое не давало ходу новому, и они замерли в выжидании – а народ по инерции шел утром на работу, после обеда простаивал в очередях, а в выходные толкался и кричал на митингах.

Говорят, что нечто подобное повторяется сейчас, и за внешним бездействием украинской власти кроется напряженное ожидание какого-то ЧП государственного масштаба, о котором толком не знают даже на самом «верху». А может быть, это просто подсознательное понимание необходимости кардинальных перемен как средства выхода из сложившегося тупика? Как бы там ни было, но 25 лет назад Украине повезло в том, что ЧП (точнее, ГКЧП) случился далеко за её пределами, в самой Москве. И политикам Киева, как и их коллегам из других союзных республик, оставалось только проголосовать за независимость, без необходимости её «виборювати». Не было даже майдана – только митинг поддержки под Верховной Радой, качавших на руках депутатов «народной оппозиции».

Но истинных сторонников национальной независимости тогда было очень и очень мало. Независимость еще не была национальной идеей, это была скорее надежда обрести через независимость вожделенную колбасу. Поэтому основные аргументы агитации за выход из СССР носили экономический характер. На митингах то и дело раздавались лозунги «они съели наше сало!», а на остановках расклеивали листовки со статистическими цифрами сравнения объема производства и уровня жизни в УССР и в Европе. «Тому бідні, що невільні», - уверяли они, поясняя тотальный дефицит потребительских товаров тем, что их вывозят из Украины в Россию.

Тогда Украина еще кормила Россию

Не смотря на примитивность подобных рассуждений, вопрос «почему мы так плохо живем?» действительно звучал резонансно на фоне весьма впечатлительной экономической статистике УССР. Показатели 1991 года так и не были достигнуты в последующие четверть века: национальный доход республики (ВВП) тогда составил 91,3 миллиарда долларов в тогдашних ценах, но с тех пор доллар стал легче втрое, так что по сегодняшним ценам это составит примерно 275 миллиардов. Напомним, что прогноз украинского ВВП на этот год – всего около 85-90 миллиардов.

Одно хорошо: несмотря на огромное психологическое напряжение, в 1991 году украинское общество держало себя в руках и не трансформировало свой накопившийся гнев в гражданскую междоусобицу. Лишь несколько «пощечин» на митингах, да пара порванных флагов – вот и все социально-политические столкновения того времени. Несмотря на грандиозность исторических событий, первый год украинской государственности остался в её истории самым спокойным…

Так отмечали день Независимости в 90-е

1996: Становление режима и введение гривны

В последующие несколько лет на украинцев обрушились бешенный рост цен, гиперинфляция купоно-карбованца, закрытие предприятий и безработица, невиданный рост преступности и финансовые пирамиды, политический кризис и досрочные выборы. Их лица стали другими: изможденными, разочарованными и недоверчивыми. В бывшем обществе наивных советских мечтателей воцарились криминальные «понятия», разделивших его на «братву», «мужиков» и «лохов». Обострилось отношения граждан и государства: в 1995-96 г.г. случились первые массовые столкновения национал-радикалов с ОМОНом.

Побоище во время похорон патриарха Владимира

Произошел кардинальный слом менталитета народа, словно у мальчика из приличной семьи, выброшенного в жестокий мир улицы. Это было самое заметное «достижение» первых пяти лет украинской государственности: следствие смены советского социализма на дикий капитализм и неумения грамотно управлять своим собственным государством. К тому же во власть массово поперли те, кто использовал её лишь для собственного обогащения – в том числе за счет разворовывания национальных богатств.

Утрата доверия к власти в первую очередь отразилась на парламенте: в середине 90-х украинцы стали считать депутатов Верховной Рады дармоедами и бездельниками, поскольку полагали, что те занимаются лишь выступлениями с трибуны. Поэтому в противостоянии между Радой и президентом Кучмой парламентарии не смогли заручиться поддержкой своих избирателей и проиграли войну за власть. После полутора лет противостояния левых партий (СПУ и КПУ) Верховной Рады с одной стороны, и поддерживающих президента национал-патриотов, 28 июля 1996 года была принята Конституция Украины.

Побоище во время похорон патриарха Владимира

Первая гривна с «усатым» князем Владимиром

К сожалению, обмен пачек обесценившихся купоно-карбованцев на гривну (100 000 к 1) стал единственным положительным достижением украинской экономики 1996-го года. Она была стабильной – в том смысле, что стабильно лежала на дне, не в силах подняться. ВВП составляло 42% к уровню 1991 года, зарплата 68 долларов, а динамика численности населения резко пошла вниз: с 51,78 миллиона в 1993-м до 50,87 миллиона в 1996-м.

2001: Украина без Кучмы

За следующие пять лет в Украине выросли и окрепли её первые олигархические кланы. Одни из них начали бороться между собою за первое место возле президента Кучмы, другие и сами стали примеряться к трону, рассчитывая посадить в него своего человека. 2001-й год проходил в обстановке резкого обострения социально-политической обстановки, начавшегося с «кассетного скандала». Весной прошли массовые манифестации и столкновения в рамках начавшейся акции «Украина без Кучмы», а отправленный в апреле в отставку премьер Виктор Ющенко летом начал свою президентскую компанию, объединяя правых и часть олигархов. И это были лишь первые дуновения будущих бурь!

Акция «Украина без Кучмы»

Тем не менее, десятая годовщина украинской независимости проходила и под знаком надежды: впервые показатели её экономики начали давать уверенный подъем. ВВП вырос на 10,5%, средняя зарплата составляла 311 гривен и её выплачивали без задержек, а главное, появилось множество новых рабочих мест. Новый премьер Анатолий Кинах, будучи лидером УССП, активно лоббировал лозунг «запустим промышленность – поднимем экономику» (позже перенятый регионалами), который очень быстро станет эдакой «национальной идеей» индустриальных регионов Юго-востока Украины. Единственным неуклонно падающим показателем была численность населения страны, опустившаяся в 2001 году до 48,66 миллионов.

Реконструкция площади Независимости в 2001 году

Символом начавшегося развития страны стала масштабная реконструкция столичной площади Независимости, проходившая в течение 2001 года. Она полностью изменила его вид, построив буквально с нуля (с котлована) тот самый Майдан, который стал центром двух последующих революций. Завершить грандиозную стройку ко Дню Независимости тогда не успели, но зато по Хрещатику в 2001 году прошел впечатляющий военный парад, на котором были представлены украинские танки Т-64 БМ «Булат».

Парад на День Независимости в 2001 году

Увы, в 2001-м году противоборствующие олигархические кланы и политические группировки уже запустили механизм раскола украинского общества. Половина украинцев, поверив в возможность пусть медленного, но уверенного экономического развития страны за счет собственного производства, выступали против акции «Украина без Кучмы», считая её дестабилизирующей. Соответственно, выступающие за скорейшую смену президента на «проукраинского, проевропейского лидера нации», заклеймили их как «сторонников режима». Вот так уже тогда украинцы разделились на «майдановцев» и «ватников».

Но, к счастью, тогда это противостояние не выходило за рамки оживленных споров и активного голосования за своих кандидатов. Так у украинцев вновь появился интерес к публичной политике и парламентским партиям – через год впервые принявших участие в выборах по новой пропорциональной избирательной системе.

2006: Универсалы и катастрофы

«Оранжевая революция», начавшаяся в 2004-м, по инерции продолжалась еще года три. Во всяком случае, политики «оранжевой» команды всё это время руководствовались не столько законами страны, сколько своими революционными соображениями. И когда после весенних выборов 2006-го года в Верховной Раде образовалась правящая коалиция ПР, КПУ и СПУ, то они взорвались заявлениями о «реванше» и «предательстве». Целый месяц президент Ющенко проводил встречи и консультации, размышляя о том, стоит ли принять эту вполне законную коалицию, или же воспользоваться революционным принципом и распустить парламент?

На подписании Универсала

В итоге Виктор Андреевич решился на свой знаменитый «Универсал национального единства»: это был ряд условий, который он как президент и «отец нации» выдвигал к парламентскому большинству в обмен на его признание. Подобные требования были тоже незаконными и противоречили самому принципу демократии, но право трактовать суть демократии и законов в Украине Ющенко оставил за собой. Виктор Янукович и Александр Мороз в свою очередь не стали ему возражать - решив, что лучше уж поскорее сесть в руководящие кресла, чем устраивать политическое противостояние из-за «глупого принципа».

Вот с этим Универсалом, позволившим Виктору Януковичу вновь занять место премьер-министра, Украина и отметила свой пятнадцатый День Независимости. Увы, праздник был омрачен целым рядом трагедий и катастроф того поистине черного августа 2006-го. В Крыму начались столкновения крымских татар с казаками и ОМОНом, 21-го августа в Новобогдановке взорвались склады боеприпасов, а 22-го под Донецком потерпел крушение самолет Ту-154 «Пулковских авиалиний» - погибли 170 человек, в том числе 45 детей.

Сохранилась и мрачная тенденция сокращения населения Украины на два миллиона человек каждые пять лет: в 2006 году нас оставалось лишь 46,75 миллионов. И это не смогли остановить ни публичные призывы «кохатися», ни щедрые выплаты за рождение детей, установленные президентом Ющенко.

Зато стремительные показатели рост демонстрировала украинская экономика: ВВП перевалило за 106 миллиардов (в ценах 2006 года), средняя зарплата в августе выросла до 1075 гривен, а к концу года до 1270 гривен. Однако этот рост обеспечивался за счет промышленности и торговли, в то время как сельское хозяйство катилось в упадок (минус 11%). Особенно впечатляющим было сокращение поголовья КРС: с 24,6 миллионов в 1991 году до 6,5 миллионов в 2006-м. «Красное» мясо и молочные продукты становились менее доступными для украинцев, зато их закармливали курятиной, а на рынке появилось множество подделок сыров и сметаны из растительных масел. Но Виктор Ющенко почему-то не обращал внимание на проблемы агросектора, видя в украинском селе лишь храм фольклорного «духа нации».

В эпоху Ющенко украинские праздники носили фольклорный характер

2011: Качановская узница

Следующая украинская пятилетка прошла под знаком сплошных разочарований. Кризис власти 2007 года разочаровал сторонников Янковича в возможности конструктивного диалога с «оранжевыми» политиками. Экономический кризис 2008 года обрушил планы и мечты украинцев на достижение хотя бы минимального европейского уровня жизни в своей собственной стране. Унылый 2009 год с монотонно бубнящим о чем-то в телевизоре Виктором Ющенко разочаровал его избирателей настолько, что его рейтинг упал до рекордных 5%. Выборы 2010 года разочаровали всех сторонников прозападного пути и «национальной державы», настроив их на мысли о необходимости еще одной революции – чтобы, значит, прогнать «банду геть» уже навсегда.

Украинцы готовились к новой революции

Однако «режим» действовал на опережение, и в августе 2011 года была арестована потенциальный лидер объединенной оппозиции Юлия Тимошенко. Поэтому двадцатая годовщина украинской независимости прошла на фоне трансляции судебных заседаний и шумящих митингов её сторонников. Но, вопреки ожиданиям, дело не дошло не только до революции, но даже до посредственного Майдана. Как неожиданным был арест Юлии Владимировны «режимом донецких», так же неожиданным оказался и её слив собственными соратниками. Вскоре о ней забыли, а место лидера оппозиции занял Арсений Яценюк. Создавалось впечатление, что оппозиция желала избавиться от Тимошенко не меньше, а то и больше власти.

Это был последний год комплексного роста украинской экономики: промпроизводство тогда выросло на 6%, а сельское хозяйство на 15%, и больше, до сего дня, они уже не давали положительной динамики. Был поставлен и рекорд по росту золотовалютных резервов до 35 миллиардов долларов. По плану подготовки к Евро-2012, в Киеве и областных центрах перестраивали вокзалы и аэропорты, строили новые и ремонтировали старые гостиницы. Даже частично обновили парк общественного транспорта: так в Украине впервые появились скоростные поезда – впрочем, импортные «Хюндаи» быстро ломались на украинских железных дорогах.

Оппозиции на экономические показатели было откровенно начхать, однако она с энтузиастом разоблачала коррупционные растраты бюджета – их можно было использовать для агитации против власти. Зациклившись на своем принципиальном противостоянии с «донецким», оппозиционеры даже День Независимости 2011 года провели подчеркнуто дистанцировано от власти – устроив, по сути, своеобразную акцию протеста.

День Независимости 2011 года оппозиция превратила в акцию протеста

При этом был достигнут апогей политического разделения украинцев на «правильных» и «манкуртов»: оппозиция изо всех сил подчеркивала свою национальную идентичность и уникальность, делая акцент на том, что «режим донецких», равно как и их избиратели, это последствие «многовековой российской оккупации Украины». Стремление к «национальной революции» всё сильнее толкало страну к катастрофе 2014 года.

2016: Пиар во время войны

Украинская армия, которую безжалостно грабили, обирали и сокращали более двадцати лет, теперь является самым главным и почетным участником празднования Дня Независимости. Еще никогда на Хрещатик не выводили столько солдат в новейшей форме, не выгоняли столько военной техники. Похоже, что генералы украинского Генштаба вспомнили советскую традицию грозить врагу дулами пушек и танков с главной площади страны. Что ж, дело хорошее, да и украинцам на всё это интересно посмотреть! Вот только во время войны грозить врагу шестидюймовым калибром было бы уместнее с передовой.

Парад-2016: бойся, враг!

К сожалению, грандиозный военный парад – это единственное, чем сегодня может блеснуть украинская власть, и на чем она может сделать себе хотя бы временный пиар. Реальных военных успехов в конфликте 2014-2016 г.г. Украина так и не добилась, наглухо завязнув в АТО. Утрачена АР Крым и самые густонаселенные части Донецкой и Луганской областей – а с ними и более 3 миллионов сограждан. Официальный Киев оконфузился и на внешнеполитической арене: ни о какой евроинтеграции речь давно уже не идет, а украинцам обещают безвизовый режим с Индонезией. Практически привалены структурные и административные реформы, а борьба с коррупцией вновь превратилась в фарс. Но что хуже всего, правительство не смогло справиться с экономическим кризисом, и безвольно опустило руки, пустив его на самотек. ВВП 85 миллиардов, средняя зарплата 170 евро, минимальная пенсия 35 евро, отрицательная динамика всех отраслей экономики – и полное отсутствие планов, как выбраться из этого болота.

Если сложить эти проблемы и вызовы, вставшие перед Украиной, то нынешний День Независимости можно назвать самым тяжелым за все 25 лет её государственности. При этом, как мы заметили выше, эта тупиковая ситуация создает спрос на её кардинальное решение – а значит и риск неожиданных потрясений. Тем не менее, украинцы надеются, что еще через пять лет они встретят тридцатый юбилейный День Независимости в воссоединенной, мирной и экономически развивающейся Украине. Ведь кризисы не бывают вечными!

P.S. – удивительное дело, но за четверть века своей государственности украинские политики так и не удосужились разработать и принять Большой герб Украины. Сначала откладывали на потом, а теперь, похоже, и вообще забыли о нем! Скажем больше, до сих пор отсутствует и официальное толкование символа трезубца как главного (и единственного) элемента Малого государственного герба.

Виктор Дяченко
Новости Украины – From-UA