Последняя карусель Путина
27.09.2016 14:10

Бывший член КПСС, а ныне российский президент Владимир Путин обвинил единственную советскую партию в развале СССР: мол, тогда именно она, а не кто-то иной, управляла всеми процессами в государстве. Но при этом промолчал о роли в развале Союза его бывшего ведомства КГБ – который непосредственно отвечал за безопасность и целостность социалистического государства. Видимо, Путин благоразумно решил не портить сказку о беззаветных чекистах (кстати, поголовно членов КПСС), в которую продолжают верить миллионы россиян.

Однако критикуя «застойно-перестроечную» КПСС, Владимир Путин одновременно создал её современный аналог в лице своей «Единой России». Которая после последних парламентских выборов превратилась, по сути, в новую «руководящую и направляющую» партию, монополизировавшую в своих руках всю российскую власть.

Россия голосует по-украински

Российские парламентские выборы, прошедшие 18 сентября 2016 года, успели оскандалиться еще до завершения процесса голосования. Во-первых, Кремль всё-таки решил демонстративно провести выборы в оккупированном Крыму, чтобы еще раз заявить что «Крым – это Россия». Предупреждения стран Запада о непризнании российских выборов на полуострове не остановило Москву, продолжающую свою политику циничного испражнения на нормы международного права.

Для этого на полуострове создали три избирательных округа: №19 в Симферополе, № 20 в Керчи и №21 в Евпатории. В первом мандат получил местный профессиональный украинофоб Андрей Козенко - активист «Русской община Крыма» с 2001 года, приятель главаря «ДНР» Захарченко, ныне подавшийся в «Единую Россию». В Керчи мандат достался Константину Бахареву – местному коррумпированному князьку, ранее возглавлявшего керченское отделение Партии Регионов, а теперь ставшего главным керченским «единороссом». В Евпатории победителем объявили Светлану Савченко – крымскую чиновницу социальной службы, вечную депутатку Крымского парламента (с 1994 года), бывшего председателя партии «Союз», ныне тоже подавшуюся в «Единую Россию».

Эти три «кадра» красноречиво говорят о том, кто из крымских коллаборационистов успешнее других выслужился перед оккупантами и получил от Кремля ярлык на княжение – точнее, мажоритарный депутатский мандат. Именно получил, поскольку второй особенностью нынешних выборов в России стали массовые вбросы бюллетеней, «карусели» подвозимых избирателей, и привлечение мертвых душ. По оценкам российской оппозиции, только в голосовании по партийным спискам в пользу «Единой России» было «добавлено» от 10 до 12 миллионов бюллетеней. По масштабам фальсификаций российские выборы-2016 года напомнили украинские выборы-2004. Вот только это для Украины это давно пройденный этап и закрытая страница истории, а в России подтасовка выборов не вызвала никакого возмущения избирателей.

Разумеется, в Кремле всего этого не заметили, сделав вид, что Россия остается образцом стабильности и демократии на фоне «хаоса в Украине» и «кризиса в США». По крайней мере, в этом российские СМИ старались убедить россиян. Что же касается заснятых на видео фактов фальсификаций, то активно работающие в интернете «кремлевские боты» в один голос дружно заявляли, что бюллетени вбрасывали коварные агенты либеральной прозападной оппозиции.

В итоге основной кремлевский проект «Единая Россия» получила беспрецедентный результат: победу в 203-х мажоритарных округах из 225-ти! К этому добавились 140 мандатов по партийному списку ЕР, получившей 54,2% голосов избирателей – тоже достигнутую не без «избирательных технологий». И имея формальную поддержку лишь половины избирателей, «Единая Россия» сосредоточила в своих руках три четверти (343) депутатских мандатов Госдумы, получив абсолютное и безапелляционное конституционное большинство.

«Россияне решили жить без денег и держаться»

Впрочем, даже с учетом «добавленных» голосов, прокремлевская ЕР всё равно остается самой популярной российской партией. Что вызвало массу иронических шуток в адрес россиян, которые «решили жить без денег и держаться». И дело не только в словах лидера ЕР и кремлевского политика №2 Дмитрия Медведева, который со своей традиционной веселой улыбкой предложил это крымским пенсионерам. После экономического кризиса 2013-2015 года, опустившего курс рубля в 2,5 раза и во столько же снизившего реальные доходы россиян, их уровень доверия путинской вертикали власти ничуть не упал. Напротив, голоса потеряли КПРФ (13,34% голосов против 19,20% на прошлых выборах) и оппозиционные либеральные партии.

Для сравнения: в Украине, после того как правительство Яценюка усугубило экономический кризис горе-реформами и повышением коммунальных тарифов, рейтинг его «Народного фронта» мгновенно упал с 19% до 1%. Существенное падение (с 54% до 18%) претерпел и рейтинг президента Порошенко. Но у наших соседей, по-видимому, всё иначе: значительное число россиян полагает, что лучший способ преодоления кризисов – это еще теснее сплотиться вокруг любимого президента. Правда, в отличие от кризисов 1998 и 2008 годов, нынешний на 100% является следствием экономической политики тандема Путин-Медведев, основанной на экспорте нефти. Вот почему политические симпатии россиян вызывают у украинцев недоумение.

Но дело не только в экономике. Вышеупомянутые три «кадра» из Крыма – это типичный образец обладателей депутатских мандатов от партии «Единая Россия». Кремль много лет лепил главную партию власти на основе принципа лояльности, используя в качестве материала стандартный постсоветский набор выходцев из 90-х. В этой среде коррупция - не самый большой грех, у некоторых там скелетами набиты шкафы и подвалы особняков, причем в самом прямом смысле слова. А другие за многолетний «профессиональный труд» отличились только в умении вылизывать чей-то зад и отгонять от этого зада конкурентов - как в своё время делал «собчаковская шестерка» Путин.

Конечно же, подобных кадров немало и в Украине – в парламенте, в администрациях, в министерствах. Однако в Украине этот проблема является открытым вопросом публичной политики, и против присутствия таких людей во власти украинцы не раз устраивали бунты. В сегодняшней Украине негодяям, чтобы удержаться у власти, приходиться маскироваться в «патриотов» и окружать себя отрядами воинственных «активистов» - однако со временем украинцы научаться бороться и с такими политическими технологиями. А вот в российском обществе сама идея бунта против власти (местной или тем более центральной) теперь воспринимается как исключительно деструктивная. «Вы что, хотите как в Украине?!» - с неподдельным ужасом вскрикивает российский обыватель, который предпочтет еще лет двадцать потерпеть в ожидании лучших времен.

Разумеется, в России немало «несогласных», причем самого разного политического направления: от прозападных либералов до посконных русских националистов. Однако за последние несколько лет Кремль умело вывел их из активной политики: сначала либералов, затем правых. Они существуют – но их не слышно, у них есть свои сторонники – но они больше не ходят на выборы и акции протеста. Поэтому те, кто еще верит, что в России возможен Майдан «снизу», силами оппозиции, ошибается.

Придушение оппозиции и монополизация всей власти проектом «Единая Россия» - похоже, что только этим Кремль и занимался. Причем, ради этого он даже пожертвовал своим вторым запасным проектом «Справедливая Россия», получившей теперь всего 21 мандат (против 64 на предыдущих выборах). И возможно, что концентрация власти в руках одной партии, преследовала какую-то конкретную стратегическую цель.

Бальзамирование Путина

Кремль не спешит раскрывать свои истинные замыслы, а его действия дают обильную почву для разного рода предположений и домыслов. Например, многие связывают воедино три события: резкое ухудшение отношений Москвы и Вашингтона, тотальный аврал в вооруженных силах РФ, и результаты нынешних выборов в Госдуму. И приходят к выводу, что это может быть подготовкой России к большой войне, возможно даже третьей мировой – о чем вот уже два года то и дело сообщают мировые СМИ. Кажется вполне логично, что для воюющей страны потребуется законодательный орган, который не станет тратить время на дебаты, а будет оперативно голосовать спущенные из Кремля законы.

Однако сторонники гипотезы воюющей России всегда исходят из принципа абсолютизма единоличной власти Владимира Путина, а это является ошибкой, присущей только кухонным «политологам». Путин это лишь топ-менеджер целой команды, причем эта команда делить власть с другими группировками, и между ними существуют определенные договоренности, определяющие рамки полномочий и сфер влияния. Так вот, устроить большую войну Путину просто не дадут - потому, что она не нужна ни ведущим российским группировкам, ни даже команде самого Путина. Никто из них не захочет потерять все свои счета в западных банках, недвижимость в Лондоне и Неаполе, ежегодный отдых на Мальдивах – чтобы променять это на жизнь в затхлом бункере где-то в Уральских горах. Именно поэтому Путин в 2014-м так и не отважился на масштабный захват Украины, который мог бы привести к большой войне с Западом.

Но для чего же тогда было организовывать столь оглушительную победу «Единой России», ценой откровенных фальсификаций, и создавать абсолютное конституционное большинство «единороссов»? Существует иная, и довольно простая гипотеза: для оперативных изменений Конституции РФ во время… внеочередной смены власти. Ведь не секрет, что Путин уже «устал», причем во всех смыслах этого слова.

И сейчас российская элита встала пред непростой дилеммой. С одной стороны, при дальнейшем пребывании стареющего Путина на посту президента России он может наломать дров – и тогда его рейтинг не удержать никаким админресурсом. С другой стороны, на культе Путина держится весь рейтинг российской власти – от Кремля до уездных князьков, и альтернативы ему не создали. Вот и получается, что тезис «Путин – это Россия» в какой-то мере совершенно верен.

Выходом из тупика, в который сама себя завела российская власть, может быть «политическое бальзамирование» Путина, а именно: сохранение за ним пожизненного публичного политического лидерства в качестве главы державы, однако с изъятием у него реальных рычагов власти. То есть Путина превратят в подобие европейского монарха, приветливо машущего ручкой подданным и толкающего торжественные речи на конференциях. Вряд ли в самом буквальном смысле, хотя идея коронации ВВП в царя вся России уже имеет немало сторонников среди россиян. Но, возможно, это будет конституционные изменения самой сути президентского поста: введение пожизненного президентства и передача части полномочий в руки премьера и Федерального Собрания. При этом за ним наверняка оставят право вето и роспуска парламента – для разрешения острых политических конфликтов, если такие возникнут.

А их возникновение, можно сказать, гарантировано. Дело в том, что чем больше партия и её парламентская фракция, чем больше она вобрала в себя группировок и региональных князьков, тем сложнее всех их контролировать и направлять. Партию будет расшатывать междоусобная грызня группировок, а Кремль получил дополнительных политических конкурентов. Как так? Очень просто: пока эти политики или группировки находились все проекта «Единой России», они могли стремиться к власти в рамках других политических проектов, однако всех их Кремль «обезвредил». Влившись же в ряды ЕР, они получили шанс замахнуться на власть в губернии, федеральном округе и даже в Москве с помощью «карьерного лифта» правящей прокремлевской партии. И сейчас в этих лифтах страшная давка - в них набились сотни людей, уже видящих себя губернаторами и министрами.

Достаточно будет ослабить контроль над этими рвущимися в «пентхауз» горлохватами, как они сформируют свои фракции, и не только начнут воевать «лифт на лифт», но и попытаются взять вершину власти штурмом. Как это уже случилось в начале 90-х с КПСС, распавшейся на вырывающие друг у друга властные полномочия «платформы». И вот тогда российский Майдан станет вполне возможным - потому, что его устроит не оппозиция «снизу», а одна из фракций правящей партии.

Виктор Дяченко
Новости Украины – From-UA