Царь Иудейский
19.08.2004 13:17
…, упущенный историками и теологами?

За прошедшие века вокруг имени основателя одной из крупнейших религий мира велось немало дискуссий и споров, переходящих иногда в драки и войны. Однако в тени его учения и смерти остался интересный вопрос: действительно ли он был потомком царя Давида – то есть принадлежал к древней иудейской аристократии и действительно имел права на Иерусалимский трон?

В 103 году до н.э. царем Иудеи стал Александр Яннай из нееврейского рода Асмонеев. Однако многие ортодоксальные иудеи не приняли царя-инородца, и в стране началась партизанская война. Ослабленную Палестину в 63 г. до н.э. захватывает римский полководец Помпей. В 47 г. до н.э. идумейский князь Антипатр добивается у Цезаря назначения губернатором Иудеи. Для своего сына Ирода он выхлопотал титул ее царя. Однако на деле Палестина была поделена на четыре части и являлась колонией Рима.

К моменту рождения Христа внутренняя ситуация в стране была накалена. Двойное иго чужеродной династии Иродов и римлян вызывало недовольство всего населения. В стране действовали отряды партизан, состоявшие как из фанатиков – зилотов, так и из просто обездоленных людей. Народ будоражили слухи о том, что скоро начнется всеобщее восстание под руководством одного из потомков древней династии, что Бог поможет восстановить древний «дом Давидов» и независимость Иудеи.

Естественно, слухи доходили до дворца Ирода, власть которого держалась на римских мечах и копьях сирийских наемников. Еще больше восстания опасалась верхушка духовенства и купечества, которых устраивала римская оккупация. Духовенству она дала почти неограниченную власть, а купечеству – торговые связи с Римом. Именно это, а не пресловутое богохульство, настроило Синедрион против Иисуса.

Новый Завет дважды упоминает о принадлежности Иосифа, отца Иисуса, к потомкам царя Давида (Матфей, гл.1, Лука, гл.3). Конечно, возникает вопрос, почему он занимался ремеслом плотника, а не, скажем, сидел в каком-нибудь замке, как и подобает князю? Что же, разумное объяснение есть. Во-первых, за века потомки Давида так размножились, что на всех замков просто не хватило бы. Во-вторых, опять же за века, положение этого рода сильно изменилось. В наше время немало потомков Рюриковичей, Гедиминовичей, не говоря о прочих, работают слесарями и библиотекарями. В-третьих, потомок древнего еврейского рода представлял угрозу для узурпаторов, и Иосифу было безопаснее самоустраниться от политики. Что же до ремесла плотника, то это занятие всегда считалось достойным даже для монархов – с удовольствием плотничали Петр I и Людовик XV.

Весьма вероятно, что таинственные волхвы с Востока искали действительно царя. Кто были эти «волхвы», неизвестно. Может быть, это были представители оппозиционных к Синедриону религиозных общин из пещерных монастырей Кумрана, может, представители знатных еврейских родов. Однако думается, что целью их поиска был Иосиф. Именно ему везли знаки царской власти. Такие случаи в истории Палестины были неоднократно, именно так делегаты от «народа» призывали на трон Саула (1 Царств 10;1), Давида (2 Царств 5;1), Иеровоама (3 Царств 12;20). Но по каким-то причинам Иосиф отказался от высокой чести, и тогда «волхвы» сложили свои дары перед новорожденным Иисусом, наследником Иосифа.

Один из фактов мозолит глаза всех читающих Библию: к двенадцати годам Иисус получает хорошее образование – вряд ли сын простого плотника смог в этом возрасте вести теологические беседы с книжниками (Лука 2;46) – да стали бы они разговаривать с сыном простолюдина?

Этим может поясняются и симпатии к Иисусу наместника Пилата. Во время наместничества в Иудее Понтия Пилата ситуация несколько изменилась. Римские войска являлись единственной реальной силой. Ирод фактически был на правах индийского раджи во времена Британской империи, заливая печаль об утраченной власти вином. Поэтому известие о поимке «самозванца» не вызвало у Пилата бурной реакции. Ему было даже безразлично, кто числится Иудейским царем – все равно Палестина принадлежит Риму. А об Иисусе он слышал много хорошего и был бы рад видеть возле себя этого «философа». Поэтому Пилат до последнего отстаивал Христа (Лука 23;22), а затем, желая насолить несносному Синедриону, приказал прибить к кресту дощечку с надписью: «Царь иудейский»…