«Шрэк-4», или Кризис среднего возраста
21.05.2010 10:54
...сцену нужно, пока еще живы те, кто будет сожалеть о твоем уходе.

Принцесса, запертая в башне родителями из лучших мещанских побуждений, добро в обличье зеленого чудовища с кулаками и дурным запахом, межвидовые браки, предприимчивая фея-крестная, сказочные существа всех видов и мастей, объединенные общей постмодернистской идеей выживания в любых условиях – на самом деле «Шрэк» совершил революцию в анимации. И пусть ханжи думают, что именно благодаря ему громкая отрыжка в детском мультике стала модной. Благодаря ему, прежде всего, дети теперь знают, что быть собой – не зазорно. Нет смысла насильно изменять свою природу, потому что она прорвется. Волк в одежде свежесъеденной бабушки, бармен-трансвестит, Песочный человечек, Пиноккио, Осел, Кот в сапогах и, наконец, сами зеленые главные герои – все они фрики, изгои. Но каждый из них горд этим и не хочет другой жизни (или, если хочет, быстро понимает глупость и несуразность своего желания). Нашему бы обществу да столько свободы, как у разноцветных жителей сказочного королевства!

Первый «Шрэк» – от Эндрю Адамсона и Вики Дженсон – вышел еще в 2001-м, и, если кто забыл, стал первым в истории полнометражным мультиком с «Оскаром».

Второй «Шрэк» (Вики Дженсон заменил Конрад Вернон) достойно продолжил сюжетную линию в 2004 году, а вот уже «Шрэк-3» (от Криса Миллера) 2007 года выпуска оказался по сравнению со своими старшими товарищами так себе мультиком – ему не помог даже Тимберлейк, приглашенный на роль наследника трона. И как-то само собой стало ясно, что история о зеленом людоеде и его семействе не может быть вечной. Заговорили даже о разнообразных телевизионных спин-оффах, на которые собирались растащить самых харизматичных персонажей (естественно, Кота и Осла).

И под занавес за четвертого «Шрэка» взялся Майк Митчелл – особо ничем, кроме «Мужчины по вызову» с Робом Шнайдером в главной роли, на поле киноиндустрии не выделившийся. Видимо, Митчелл очень сдерживался, чтобы не впасть в «шнайдеровщину» и не заставить Шрэка в стрингах танцевать стриптиз под «Ла вида локу», поэтому и прощальный Шрэк вышел грустным и зажатым.

А, может, Шрэк просто постарел? Устал?

В сказочном королевстве все спокойно. У Шрэка прекрасная семья, растут детишки, его уважают друзья, ценят соседи, боготворят поклонники. У него все есть – а именно состояние естественного счастья быстрее всего вызывает пресыщение. И как-то постепенно, каждый день по чуть-чуть, Шрэк перестал чувствовать себя собой. Если бы он был человеком, обыкновенным мужчиной сорока - сорока пяти лет, он бы завел зазнобу. Или проиграл машину в карты. Побрился налысо, купил мотоцикл, записался на курсы актерского мастерства, съездил на Кубу и увлекся стритрейсингом. Возможно, развелся бы с женой и по-быстрому сделал ребенка любовнице-студентке.

Собственно, Шрэк и не придумал ничего оригинального – он рассорился с Фионой и попытался купить себе кусок спокойной жизни «для себя». Изюминка же процесса заключалась в том, что покупка той самой вожделенной жизни происходила в волшебном королевстве. Платой был один день из прошлого Шрэка, а услугу оказывал карлик подозрительного вида... Но разве здравые рассуждения могут отвлечь от намеченного плана огра, разочарованного в жизни?

И людоед оказался в другой, совершенно чудовищной реальности, в которой он никогда не рождался, где Фиону никто не спасал из башни, а она сама сбежала... Где у него нет ни семьи, ни друзей, ни надежд – карлик не соврал. Шрэк получил совершенно другую жизнь, только для себя: он стал попросту никем для всех тех, кого любил.

Все, конечно, наладится, хоть и с трудом. Шрэк помудреет сообразно возрасту и начнет ценить то счастье, которое под рукой и оценки не требует. Только будет процесс социального взросления проходить слишком уж плоско и печально, не по-шрековски.

Насколько последний гастроль Шрэка выдался удачным, лучше каждому оценить самостоятельно и в кинотеатре – последняя глава приключений Шрэка стоит того, чтобы на нее потратили время и деньги. Просто потому, что это же он, Шрэк. Старый зеленый друг. И он уходит.
Наталья Руденко
Kino-teatr.ua