Тьма Луганская: хроники апокалипсиса
19.09.2014 10:01

Тьма Луганская: хроники апокалипсиса

Так заканчивается цивилизация  - не падением астероида, не ядерным взрывом, а обычным снарядом, угодившим в трансформатор…

«Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп, и погубил всех…» - эти строки из Евангелия часто вспоминаются украинцами во время внезапных «веерных отключений» и аварий электросети.

«Конец света» технологический настигает настолько же неожиданно, каким должен быть и обещанный библейский. И точно так же мы отмахиваемся от самой мысли о нём до самой последней секунды, даже если вокруг нас происходит множество предостерегающих знамений.

Для нашего региона таких знамений за месяц случилось аж три штуки. Сначала родное правительство пообещало устроить всей стране «веерные отключения» - разумеется, ради экономии, а не озорства ради. И это было одно из очень немногих обещаний, которое оно выполнило. Тут стоить добавить, что после каждого такого отключения-включения надолго пропадал интернет, поскольку скачки в сети выбивало какое-то оборудование на линии.

С интернетом в наши дни на востоке Украины вообще беда, он чаще всех страдает от войны, аварий и просто раздолбайства. Вот недавно перешедшие в режим обороны национальные гвардейцы так усердно копали себе траншеи, что перерубили магистральный оптико-волоконный кабель. А на приехавшую ремонтную бригаду навели пулеметы: катитесь отсюда, террористы! Лишь через сутки провайдер получил разрешение на ремонтные работы в местном штабе АТО – и всё это время город сидел без связи. Да, жителям столицы этого не понять, пока что…

Но и  мы до сих пор не понимали жителей Луганска, вот уже более месяца живущих, точнее, выживающих без электричества и всего, что с ним связано. А ведь это было вторым грозным знамением!

Третьим была угроза батальона «Айдар», обороняющего город Счастье, взорвать тамошнюю электростанцию в случае наступления сепаратистов. «Я говорил уже, что мы ТЭС взяли и заминировали ее. На тот случай, если будет прорыв - мы ее просто грохнем», - пообещал комбат «Айдара» Мельничук. Просто так, видимо, из принципа, чтобы врагу не досталось. То, что боевикам ЛНР в силу их военно-полевого образа жизни электричество не особо-то и нужно, зато без него будут страдать мирные граждане, которых «айдаровцы», по идее, должны защищать, их командир, видимо, не знал.

Тогда эта откровенная угроза совершить террористический акт осталась без внимания. И украинских властей – которым, видимо, по фиг, что её распоясавшиеся «герои», на которых уже жаловалась «Международная амнистия» , непонятно на каком основании угрожают уничтожить важнейший объект инфраструктуры жизнеобеспечения целой области. И население области (в том числе её «проукраинских» и «освобожденных» районов), не верившее в то, что «освободители» действительно могут совершить этот бессмысленный вандализм.

Большинство уверовало в это, когда среди бела дня вдруг отключилось электричество – и одновременно с этим пропали не только телевидение и интернет. Вода в кранах начала течь тоненькой струйкой, и через пару минут вовсе пропала. Это говорило о том, что на водокачке остановились электрические насосы. Кроме того, из радиоэфира пропали все городские FM-станции, а на улицах замерли троллейбусы. При «веерных отключениях» такого не бывает, поэтому в душу закралось нехорошее подозрение. Но пока еще теплилась надежда, что это просто авария на городской подстанции.

Но тут многие начали звонить родственникам и знакомым в соседние города и узнавали, что и те в недоумении сидят без электричества. При этом особенно матерились лисичанцы: они полтора месяца жили без газа, готовя пищу кто на электроплитках, кто на кострах во дворах, и как раз этот день утром разнесенную войной газораспределительную станцию, наконец, починили. В их домах зажглись голубые огоньки - но тут же погас свет и исчезла вода…

Осознание того, что отключение приняло масштабы целого региона и даже больше, начало нагнетать тревогу, и народ вдруг вспомнил об угрозах «Айдара». Как известно, когда происходит какое-то ЧП или преступление, то первым подозреваемым становится тот, кто угрожал совершить что-то подобное. Неудивительно, что население сделало поспешные выводы и люди злобно забурчали: «правосеки» взорвали электростанцию!

Кто-то дозвонился своим знакомым в Облэнерго, и вскоре по городу разнеслась новость, передаваемая из уст в уста вышедшими на улицу людьми, о том, что «свет пропал» по причине «обстрела электростанции в Счастье». Информация была весьма обрывистой, а узнать больше подробностей не было возможности: в течение часа в эфире пропали и остальные FM-станции (которые все равно лишь крутили музыку), начала сдыхать мобильная связь. К закату город, регион и половина области оказались в полном информационном вакууме.

Поэтому мнение горожан разделилось: одни были уверены, что электростанцию взорвал батальон «Айдар», другие – что её разнесли из РСЗО россияне или сепаратисты. Были и третьи, предлагающие свои варианты случившегося: например, начало третьей мировой. К счастью, наши земляки свои прагматичные интересы ставят выше политики, поэтому эти споры не переросли в ссоры с мордобоем – как это могло бы случиться в Харькове или Одессе.

И, тем не менее, ко всем пришло тревожное понимание того, что взорванная или разбомбленная электростанция – это надолго. Расторопные тут же кинулись в закрывающиеся магазины покупать бутилированную воду, фонарики,  батарейки и свечи. Самые расторопные смотрели на них в окна и хихикали: они-то запаслись всем этим давно! Правда, те, у кого холодильники были традиционно забиты мясом и замороженными ягодами, чуть ли не плакали, представляя, что через три дня их запасы начнут течь и их придется срочно готовить и съедать.

В некоторых квартирах запасы воды исчислялись сотнями литров, хранимых в бочках, баках и контейнерах: с началом войны отдельные люди начали готовиться к самому худшему, к настоящему апокалипсису. Некоторые собирались на следующий день собраться и выехать в свой домик в деревне или на дачу – там тоже не было электричества, но зато была вода в колодцах или колонках.

Отсутствие именно воды, а не «света», сразу же  стало самой большой проблемой. Отключение электроэнергии произошло после обеда, и народ просто раньше ушел с работы домой – где без телевизора и интернета, помаявшись скукой, просто пораньше лег спать. Но без воды многие люди уже в первый же вечер не смогли умыться, смыть за собой туалет, приготовить ужин и помыть посуду. Без воды закрывались закусочные и рестораны – даже те, у которых были свои электрогенераторы. Увы, единственным источником воды в городе является водопровод.

Всё это вновь подтвердило незаменимость в это смутное время войн и катастроф личного автомобиля. Неважно какого: недорогой «лады-калины», вместительного фургончика «фиата» или навороченного джипа. Главное, что на нем можно привезти из поселка бидон колодезной воды, в него можно погрузить пожитки, посадить семью, взять домашних животных – и отправиться туда, где есть электричество, вода, связь, где нет войны и катастроф, где можно переждать лихие дни или обосноваться на новом месте. К тому же автомобиль - это не только средство передвижения, но и временная крыша над головой…

Тем временем безлошадный народ начал скупать одноразовую посуду и задумчиво поглядывать на ближайшие к своему дому скверы с кустами. Впрочем, как потом оказалось, сразу нескольким предпринимателям города пришла в голову светлая идея развернуть во всех дворах биотуалетный бизнес – ведь отбоя от клиентов, по крайней мере, днем, у них не было бы. Зато о разводе по жилым кварталам воды задумались только в исполкоме и управлении МЧС. И это понятно, ведь воду в таких случаях раздают бесплатно.

Наш народ неисправим даже перед лицом опасности. Вспомнилось,  как в декабре 2012-го, когда все ожидали очередной «конец света», бабушки на рынке спекулировали свечками. Заранее скупив в магазинах парафиновые по 80 копеек, они перепродавали их по  4-5 гривен. Решили, видать, нажиться перед концом. Этим бабулькам, которым и без всякого апокалипсиса жить осталось не так и много, не пришло в голову замаливать грехи, и в церковь они бегали только затем, что скупить там дешевые свечки и понести их на базар. Вот и на этот раз едва на город спустились сумерки, как под закрывающимися магазинами разместились эти же пенсионерки: теперь не только с букетами цветов, но и упаковками свечей. Теперь по 6-8 гривен за штуку! Ну, правильно, инфляция же. А вы говорите, что беда сближает людей, делает их человечнее…

Просто удивительно, до чего такие ЧП меняют приоритеты и стоимость вещей! Всё, что работает от розетки, от электросети, враз стало бесполезным хламом. Мы словно вернулись в своем развитии на сто лет назад, и даже больше – ведь тогда работало радио, а вода в дома подавалась паровыми насосами.

В магазинах спешно разбирался хлеб, который мог оказаться последним хлебом в этом году – вряд ли без электричества и воды смогли бы работать пекарни. Брали консервы, разметали готовые блюда в кулинарии, покупали продукты, приготовление которых требовало минимума воды. Но ввиду неработающих холодильников уже никто не набирал впрок молоко, колбасу или мясной салат…

А затем на город опустилась тьма безлунной ночи. Точнее, на регион и всю область. Тьма, которой никто из нас еще никогда не видел – ну, разве что где-то в тайге или казахской степи. В отличие от «веерных отключений» или локальных аварий в электросетях, когда свет горит в соседнем районе или близлежащих населенных пунктах, на этот раз небо было совершенно черным до самого горизонта. Как говорят астрономы, никакого светового загрязнения. О, это небо стоило того, чтобы на небо посмотреть – немногие видели невооруженным глазом такой густо усеянный небосвод! А в самый простой бинокль можно было разглядеть даже ближайшие галактики.

Но если наверху была космическая красота, то внизу образовалась такая кромешная тьма, что уже к девяти вечера город просто умолк и уснул. Не было хохота гуляющих подростков и воплей загулявших пьянчуг. Не было даже ночных перестрелок, за последние пару месяцев ставших регулярными: похоже, что и городской гарнизон ВСУ, и таинственные «партизаны» не решились выходить на улицу, где буквально не было видно собственной вытянутой руки.

Пожалуй, это была единственная положительная сторона катастрофы. Но это вряд ли успокаивало ворочавшихся в своих постелях людей, начинавших задумываться о том, что будет, если электричество не восстановят через три дня, неделю, месяц? Одни боялись потерять работу. Другие ломали голову, как выжить без воды. Третьи с ужасом представляли, во что они превратятся в таких антисанитарных условиях. Цивилизация начала разрушаться в нашем отдельно взятом регионе уже в первую же ночь после Отключения…

К счастью, повреждения электростанции в Счастье оказались не особенно большими: снаряд повредил лишь один трансформатор. И благодаря самоотверженной работе работников станции, к утру у нас вновь появились и свет, и вода. Очередной апокалипсис был отложен – но надолго ли?