Год Порошенко: Президент-олигарх и реформаторский фетишизм
25.05.2015 13:54

Год Порошенко: Президент-олигарх и реформаторский фетишизм

Сегодня исполняется ровно год с момента избрания Петра Порошенко президентом Украины. Если говорить об итогах президентства Петра Алексеевича, то важно четко разделять, о каких итогах мы говорим: об итогах года Порошенко как политика, как бизнесмена-олигарха или же как президента, который заключил контракт со страной.

Если говорить о президенте как о политике, то этот год прошел для него вполне успешно: премьер-министр из конкурента превратился в удобного местоблюстителя престола; президент справился и с олигархической фрондой – продемонстрировал Западу, кто в доме главный. Несмотря на то, что Украина получила «рижским шлагбаумом» по лбу, деньги под президента пока дают, что бы кто ни говорил. Это свидетельство того, что Порошенко пока считают фигурой №1 в украинской политике, и конкурентов пока не просматривается. Юлия Владимировна (Тимошенко. – Ред.), при всем уважении к ее политическим талантам, все-таки находится не в той весовой категории.

Если говорить о Петре Порошенко как об олигархе, то хотя некоторые издания и пишут, что он теперь не миллиардер, но на всех станциях метро, как «грибы после дождя», появляются магазинчики «Рошен». Прибыль корпорации за год увеличилась в 9 раз – до 34 млн грн, и в мировом рейтинге Candy Industry Top-100 она заняла достаточно высокое 20-е место. Международный инвестиционный банк, входящий в бизнес-империю президента, растет гораздо быстрее рынка – активы за последний год выросли на 85%. То есть по этим двум позициям у Порошенко все хорошо. Несмотря на проблемы Липецкой фабрики, «Севморзавода» в Севастополе, президент все-таки остается одним из крупнейших олигархов Украины.

Для Порошенко-президента, который заключил контракт со страной, итоги года куда более сложные. Условно-стабильно пока только одно – социальные стандарты, да и то на фоне галопирующей инфляции. Петру Алексеевичу не хватило одного года, чтобы превратиться из президента корпорации «Рошен» в президента Украины. Лозунг «Жить по-новому» для миллионов украинцев, по сути, обернулся возвратом к социальным реалиям начала лихих 90-х. Судя по всему, у Порошенко считают, что все новое – это не совсем забытое старое. Путь в Европу оказался весьма замысловатым, почти как в известной песне из фильма «Айболит-66»: «Нормальные герои всегда идут в обход». Наверное, поэтому вместо демократии мы получили мракобесие, лозунг построения политической нации отброшен, а борьба с коррупцией напоминает мыльную оперу.

Уровень жизни в Украине действительно европейский, вот только это Европа периода разгула дикого капитализма. Украинские реформы радикальны так же, как и партия одного украинского политика: много шума и пыли, а в результате имеем мыльный пузырь. Реформы у нас превратились в реформаторский фетишизм, присутствующий в украинской политике. При этом забывается, что имеющиеся полномочия и возможности можно весьма эффективно использовать. Как это парадоксально ни звучит, но самыми эффективными министрами внутренних дел и Министерства транспорта были Юрий Кравченко и Георгий Кирпа, которые умели использовать имеющиеся полномочия и не рассуждали о реформировании.

Еще один момент – Петр Порошенко успешно представляет партию мира, но, к сожалению, это, прежде всего, партия мира с олигархами. Вместо первоочередного внесения в парламент закона об оппозиции, президент подписал закон, фактически запрещающий деятельность оппозиционной Компартии. По всей видимости, главе государства больше по духу оппозиция, с которой можно вести кулуарные переговоры, а не публичные дискуссии. Вместо того, чтобы сдержать обещанное слово продать «Рошен», президент на пару с премьер-министром Арсением Яценюком собираются пустить Украину с молотка. Ведь в период, когда все рейтинги показывают, что украинские активы воспринимаются как «мусорные», тем более в условиях необъявленной войны, никто не придет и не даст справедливую цену за имеющиеся активы.

Единственное системное обещание, которое выполнил Петр Порошенко, - это организация досрочных парламентских выборов на пропорциональной основе. Однако выборы все равно провели по-старому, и получили старый образец политики, когда в парламенте пропорционально представлены все основные олигархические группы. Остается открытым вопрос: «Кто же в парламенте представляет интересы народа?».

Нынешний президент никогда не скрывал своего желания попасть в учебники истории, однако пока он претендует на упоминание исключительно как президент нищеты и разрухи. Собственно, кто начинает с досрочных парламентских выборов, рискует закончить досрочными президентскими выборами.

Если говорить о реформах в целом, то если бы их скорость и качество определялись количеством консультативных органов, созданных по этому вопросу, то Украина давно бы была впереди планеты всей. Наша страна за последний год успешно прошла первую фазу внедрения европейских стандартов. Правда, пока все ограничилось европейскими стандартами цен и стоимости жизни. Обещанная свобода перемещения по ЕС обернулась массовым желанием украинцев выехать в Европу в поисках лучшей жизни.

Из всех своих обещаний во внешнеполитической сфере президент выполнил только подписание Соглашения об ассоциации. Соглашение подписано, но при этом объем торговли со странами ЕС последний год неуклонно падает. Парадокс, но факт. То есть выполнение президентского обещания обернулось совершенно противоположным эффектом. Президент никогда не был лидером нации, тем более никогда не был вожаком Майдана, и его победа в первом туре – свидетельство страха избирателей перед последствиями катастрофы, в которой оказалось государство. С избранием Порошенко связывали надежды простые граждане Украины. Эти надежды не оправдались.

Какой на данный момент итог его правления? Украина оказалась на грани банкротства – неумолимо падает экономика, повально растет обнищание населения. Петр Порошенко – откровенно слабый глава государства, увлекающийся, по старой хорошей украинской традиции, о чем еще писал Скоропадский, внешней атрибутикой. Манипуляции в информационном пространстве с целью создания себе позитивного имиджа его интересуют куда больше, чем проведение государственной политики. Еще бы хотел отметить полное отсутствие стратегического планирования в команде нынешнего президента. Факт, с которым никто не будет спорить, - эта команда так и не смогла подготовить последовательную программу реформ.

Подытоживая, возникает вопрос: «Как же при таком неутешительном балансе выполнения президентских обещаний и выполнения контракта с избирателями, тем не менее, у президента остается политическая перспектива и достаточно неплохой рейтинг?». Порошенко пока спасает страх населения перед возможной катастрофой в виде дефолта. Способствует сохранению имиджа президента и то, что Яценюк оказался абсолютно недееспособным премьер-министром. Кроме того, Петр Алексеевич, надо отдать ему должное, все-таки сумел убедить общественное мнение, что главные виновники всех бед Украины – Владимир Путин и Россия. И это убеждение является одним из важных факторов, обеспечивающих более-менее устойчивый рейтинг популярности Президента Украины.