Украина между молотом и наковальней
15.02.2016 11:01

Украина между молотом и наковальней

Ситуация вокруг Украины меняется вместе с изменением глобального контекста, который создают отношения общемировых и региональных лидеров. Пример такого переформатирования был предоставлен на днях в Вечном городе на встрече представителей США, России и нескольких стран Евросоюза. Понятно, что никто прямо не говорил о «глобальных изменениях», но попытки найти выход из сложившихся кризисных ситуаций – желают того участники подобных встреч или нет – непосредственно влияют на расстановку сил.

Итак. 11 февраля 2016 г. в Риме в Центре американских исследований состоялась конференция «Transatlantic Forum on Russia». Среди участников мероприятия были весьма уважаемые и влиятельные личности: Джон Филлипс – посол США в Италии, Майкл Макфол – бывший посол США в Российской Федерации, Даниэль Фрайд – координатор санкционной политики в Госдепартаменте; Дебора Бергамини – член итальянского парламента и делегат Парламентской ассамблеи Совета Европы, Андреа Мачиулли – глава итальянской делегации в НАТО, Пьер Фердинандо Казини – председатель комитета Сената Италии по международным отношениям; Дмитрий Суслов – координатор рабочей группы по вопросам будущего российско-американских отношений.

Не надо быть пророком, чтобы почувствовать изменения в дискуссиях вокруг глобальных угроз и связанные с этим последствия. Малоприятным является тот факт, что вопрос Украины в этих дискуссиях не то чтобы отходит на второй план, но теряет остроту. Да, на форуме в контексте американо-российских и российско-европейских связей обсуждались темы Украины, Сирии, борьбы с терроризмом, угрозы повышения радикальных настроений в Европе, санкций, возможных моделей нового мироустройства, архитектуры будущей безопасности. Да, по многим вопросам докладчики имели разные, иногда до противоположности, позиции и отличные трактовки исторических и сегодняшних позиций (результаты окончания холодной войны, причины и последствия балканского кризиса, события в Украине и Сирии и т.д.).

Однако то, что еще вчера казалось невозможным – сотрудничество США, Европы и России по целому комплексу геополитических вопросов, – стало реальностью. Некоторые общие позиции участников конференции были очевидны. И, видимо, это самое главное, поэтому на нем и следует сосредоточиться внимательнее.

Во-первых, все стороны уверены в необходимости диалога и в нахождении скорейшего разрешения кризисной ситуации. В частности, речь шла о том, что Европа должна быть медиатором между Россией и США.

Исходя из этого, во-вторых, докладчики убеждены, что существующая ситуация не является нормальной и не способствует стабильности как в европейском регионе, так и в мире. Для всех очевидно, что без решения украинской проблемы невозможно решение проблем глобального сотрудничества.

В-третьих, и это вселяет оптимизм, докладчики с обоих берегов Атлантики надеются, что украинский кризис может быть решен уже в этом году.

В-четвертых, есть согласие в том, что мир стоит перед большим испытанием – терроризмом, и вокруг борьбы с этим «злом» нужно объединяться всем мировым акторам. К примеру, Пьер Фердинандо Казини сделал акцент на необходимости создания большой коалиции против терроризма, а также нового договора между Россией, Европой и США.

И, наконец, в-пятых, было отмечено, что существующее положение вещей, скорее, напоминает хаос, чем порядок, поэтому главной идеей должно стать движение от беспорядка к порядку. Это, в частности, отметила Дебора Бергамини, заявив, что слабая Европа – это слабый мир. Нынешняя позиция ослабляет Европу, а значит – мир.

Для украинцев такой консенсус, чтобы не сказать унисон, стал несколько неожиданным, о чем некоторые из них пытались заявить с трибуны. Однако, настаивая на своей правоте, осмелимся высказать еще одну догадку. Возможно, никакой неожиданности для мирового сообщества и не было. Америка и Европа никогда не прекращали сотрудничать с Россией, пытаясь адекватно реагировать на ее грубые, с точки зрения Запада, действия с помощью санкций. Но украинские СМИ предоставляли информацию очень однобоко, инфернализируя российско-европейские и российско-американские отношения. Поэтому у рядового украинца и сложилось мнение, что Россия находится в полной изоляции, а вне «украинского вопроса» никто из западных партнеров не скажет ни слова. Но реальность несколько иная, и пока не поздно, нам надо это осознать. Правда заключается в том, что на Россию будут давить, но если Украина не вспомнит о собственной политической субъектности и не сможет предпринять собственные действия, никто за нас этого не сделает. Мир пойдет дальше, а мы останемся там, где есть, с протянутой рукой.

Поэтому, подводя итог, можно акцентировать внимание на полезности подобного диалога, с привлечением всех заинтересованных лиц. Дискуссия возможна, можно получать решения в рамках рациональной аргументации, а дипломатический путь – единственно желаемый и конструктивный. Но очень надеюсь, что на следующей конференции подобного формата будет присутствовать и украинская делегация.