Россия почти согласилась добровольно стать сырьевым придатком Китая
27.02.2015 18:41

Москва готова рассмотреть возможность приобретения китайскими инвесторами более 50 процентов в стратегических нефтяных и газовых месторождениях и преодолела "психологический барьер" в партнерстве с Пекином.

Вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил в пятницу, 27 февраля, что Россия предпочла бы доминирование или паритетную основу, но если Пекин попросит долю более половины, то Москва рассмотрит эту просьбу, передает Рейтер.

"Если будет запрос, мы его будем серьезно рассматривать. И я политических препятствий на данный момент не вижу", - сказал чиновник журналистам на Красноярском экономическом форуме.

Россия провозгласила расширение партнерства с Китаем приоритетом на фоне санкций, введенных Западом за аннексию Крыма и войну в Украине.

Китай заинтересован в российских энергоносителях, стремясь диверсифицировать источники их поставок для своей растущей экономики, второй по величине на планете.

"У нас с Китаем стратегическое партнерство, и сейчас решения (о сотрудничестве) принимаются намного быстрее, чем раньше", - добавил Дворкович.

"Мы теперь Китай знаем лучше: понятны их мотивы, намерения. Раньше был психологический барьер. Сейчас его нет".

Москва сформировала альянсы с некоторыми западными компаниями, чтобы получить ноу-хау разработки труднодоступных залежей, однако отметала возможность отказа от контроля над ними. Санкции отозвались сворачиванием кооперации с западными энергетиками, и Москва предупреждала, что покинувшим Россию инвесторам нефтегазовой отрасли будет трудно вернуться и что их место займут азиаты.

"Уже есть один газовый контракт, скоро будет подписан второй", - привел в пример сотрудничество с Китаем Дворкович.

Президент России Владимир Путин в прошлом году участвовал в пекинской церемонии подписания сделки, которую государственный Газпром оценил в $400 миллиардов. Договор предусматривает поставку в Китай 38 миллиардов кубометров газа в год, начиная с 2019-го. Сейчас Россия экспортирует газ по трубам только в Европу.

Однако несмотря на флирт с Пекином, Москва не сумела довести до конца большое количество заявленных сделок, а в Азии сильны беспокойства по поводу финансирования российских компаний и банков.

Китайские CNPC и Sinopec вложились в нефтедобычу в России, но в относительно небольшие проекты. У CNPC есть право на разработку нефтеносного блока, но добыча пока не началась.

"Путин сейчас в трудной ситуации. Мы все знаем это. Один из путей ему помочь выбраться из этого хаоса - попытаться улучшить отношения с Китаем", - сказал высокопоставленный представитель китайской нефтяной индустрии, знакомый со стратегией CNPC и сотрудничеством КНР и России в энергетике.

"Для CNPC при Путине было крайне трудно вести кооперацию в нефтяной добыче. Мы пытались много раз уже, но безуспешно. Сейчас ситуация переменилась, шансы выше".

Действующие ограничения позволяют иностранным инвесторам владеть долей до 50 процентов в нефтяных месторождениях с запасами свыше 70 миллионов тонн и газовых залежах объемом более 50 миллиардов кубометров.

Дворкович сказал, что Россия пока не решила, позволить ли китайским инвесторам приобретать доли в офшорных нефтегазовых месторождениях.

Основной объем нефтедобычи в стране обеспечивают месторождения Западной Сибири. Другие нефтегазоносные районы находятся в Восточной Сибири и Арктике, и добыча там потребует технологий, применяемых за рубежом.

Согласно данным BP, доказанные запасы нефти в России - 8-е по величине в мире и на конец 2013 года составляли 93 миллиарда баррелей. Запасы газа оценивались в 31,3 триллиона кубометров, и это второй показатель после Ирана с его 33,8 триллиона.

"НИЧЕГО ОПАСНОГО"

Вице-премьер дал понять, что партнерство не ограничивается энергетикой.

"Мы заинтересованы в максимальных инвестициях в новые отрасли. Китай - очевидный инвестор для нас. Мы заинтересованы во всех инвесторах, но китайские инвесторы сейчас работают быстрее", - сказал Дворкович.

Другой высокопоставленный куратор экономики, первый вице-премьер Игорь Шувалов сказал в январе на форуме в Давосе, что Россия входит в более глубокий и затяжной кризис, чем в 2008-2009 годах, и её ждет "жёсткая посадка" .

Страна, из которой в 2014 году утекло более $151 миллиарда, нуждается в инвестициях на фоне оттока капитала в результате санкций, украинского кризиса и удешевления нефти.

Москва предлагала Пекину широкий спектр проектов, от моста в аннексированный Крым до совместного освоения Луны. Китай говорил, что интересуется взаимовыгодным деловым партнерством.

Российские госинформагентства в 2014 году цитировали заместителя председателя КНР Ли Юаньчао, который сказал, что Россия и Китай могут создать на Дальнем Востоке единую экономическую зону и что "в России большая территория и мало народа, в Китае - наоборот".

Пекин - ключевой союзник Москвы в Совбезе ООН и оказывает ей политическую поддержку в противостоянии с Западом.

Западные державы должны принимать во внимание обоснованные тревоги России по поводу безопасности в связи с кризисом в Украине, сказал посол Китая в Бельгии Цюй Син, которого в пятницу процитировало информагентство Синьхуа.

Критики Кремля говорят, что взятый им курс на укрепление партнёрства с Пекином чреват политической и экономической зависимостью от мощного восточного соседа и что тот может проявлять интерес к обширным пустующим территориям в Сибири и на Дальнем Востоке.

"Путин аннексировал Крым, а сейчас отдает китайцам Сибирь. Всех переиграл", - написал в блоге оппозиционный политик Борис Немцов, в 1990-е - первый вице-премьер правительства России.

"Оказавшись в отчаянном положении, он отдает им наши недра".

Министр иностранных дел России Сергей Лавров ответил скептикам, сообщив, что отношения с Китаем "находятся на небывалом уровне, которого еще не было в истории".

"Некоторые пытаются предостерегать от чрезмерной взаимозависимости, но я не вижу здесь ничего опасного, - сказал министр в пятницу на встрече со студентами Дипломатической академии. - Мир должен быть взаимозависимым".