Совет ЕС: Из-за безволия власти команда Януковича может выскользнуть из санкционных клещей
03.03.2015 21:47

ЕС пересматривает санкционный список окружения Януковича.

Эксперты предупреждают, что санкции с некоторых экс-чиновников могут снять, так как им все еще не предъявлены обвинения, пишет DW.

Прошел год с тех пор как Виктор Янукович и высокопоставленные чиновники из его окружения покинули территорию Украины. Правда, несмотря на громкие заявления Генпрокуратуры (ГПУ), никого из них так и не привлекли к ответственности. Более того, обвинительные заключения по уголовному производству ни против самого Януковича, ни против бывших министров даже не были направлены в суд.

Как сообщили DW в пресс-службе Совета ЕС, министры иностранных дел уже проводят консультации, касающиеся санкций в отношении тех, кто указан в списке. Решение по этому поводу должно быть принято до 5 марта. По мнению опрошенных DW экспертов, украинское следствие располагает данными об экономических преступлениях совершенных лицами, находящимися в санкционных списках, но у власти не хватает политической воли для расследования громких коррупционных дел.

"Обвинения в совершении преступлений в отношении большинства лиц из санкционного списка были официально выдвинуты лишь в декабре 2014 года после жесткого давления на ГПУ общественности и СМИ", - заявила DW исполнительный директор Центра противодействия коррупции Дарья Каленюк. 20 января Генпрокуратура объявила о подготовке документов для экстрадиции бывшего президента Виктора Януковича, а также экс-премьера Николая Азарова и экс-министра финансов Юрия Колобова.

Активисты Центра противодействия коррупции сообщили DW, что в течение 2014 года они направили в ГПУ десяток заявлений со всеми доступными данными об экономических преступлениях лиц, находящихся под санкциями ЕС, и требовали открытия уголовных производств. Как отметил заместитель генпрокурора Алексей Баганец, деятельность некоторых из названных лиц "является предметом расследования", однако более конкретной информации ГПУ не предоставила.

В госорганах уверяют, что хотя результаты работы украинских следователей не слишком заметны общественности, определенные достижения все же есть. По информации службы финансового мониторинга, сумма заблокированных средств на счетах компаний-нерезидентов, подконтрольных Януковичу и его окружению, составила 1,42 миллиарда долларов.

В США, ЕС, Швейцарии и Лихтенштейне заморожены активы окружения Януковича в размере 132,9 миллионов долларов, 118,8 миллионов швейцарских франков и более 14 миллионов евро, пишет украинский англоязычный еженедельник Kyiv Post.

Пресс-служба Генпрокуратуры сообщила DW, что в ходе расследования был наложен арест на ряд квартир, домов и земельных участков. В этом списке: недвижимость экс-премьера Николая Азарова, экс-министра здравоохранения Раисы Богатыревой, экс-министра внутренних дел Виталия Захарченко.По информации реестра прав на недвижимое имущество, наложен арест также на 5 квартир жены и сына экс-министра энергетики Эдуарда Ставицкого.

В то же время у экспертов возникает вопрос, почему не было арестовано другое имущество, связанное со скандальными делами экс-чиновников. Например, дом в селе Романков Киевской области, ранее принадлежавший жене экс-министра МВД Захарченко Людмиле, который был переоформлен на нидерландскую компанию. Или квартира сына экс-генпрокурора Артема Пшонки, которая по информации издания "Наши деньги" осенью 2014 года была перепродана другому владельцу, как и 2 объекта в Киеве фирмы "Киивбуджитло", которые ранее также принадлежали Пшонке-младшему.

Эксперты и политики усматривают разные причины неспешного расследования Генпрокуратуры, что может привести к пересмотру и исключению из санкционного списка ЕС имен украинских экс-чиновников. По мнению парламентария Лещенко, существуют сложности со сбором доказательств, ведь многие успели скрыться от правосудия, и "цепочки связей были разорваны". Однако, убежден Лещенко, "есть также много случаев, когда просто не было политической воли для расследования этих дел".

Дарья Каленюк также считает главной проблемой торможения следствия отсутствие волевого решения руководства ГПУ. "Почему его не было, и сколько стоит отсутствие такого решения - это уже другой вопрос ", - заключает эксперт из Центра противодействия коррупции.