Религиовед рассказал, кто и как «делил» украинские храмы в 90-х
31.03.2015 16:30

Образ «войн за храмы» активно использовался Москвой в антиукраинской и антикатолической пропаганде. Об этом в эксклюзивном интервью корреспонденту интернет-издания Новости Украины – From-UA рассказал религиовед, научный сотрудник Центра изучения Восточной Европы при Бременском университете Николай Митрохин.

По словам нашего собеседника, «война» между УПЦ КП и УПЦ МП за храмы была актуальна в годы Перестройки.

«В 1989-1990-м годах духовенство и прихожане Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) «воевали» с православными за возвращение церквей, которые ранее принадлежали греко-католическим общинам. Кстати, именно Филарет (Денисенко) тогда старался разжечь конфликт посильнее, упираясь там, где можно было попробовать найти компромисс, и предлагая властям квазиюридические решения в свою пользу, которые в Галичине просто не работали», - отмечает религиовед.

Далее, продолжает Митрохин, в 1992 году начался раздел храмов между Филаретом и Московской патриархией.

«Делили сельские общины, преимущественно в Западной Украине. Конфликты в основном происходили внутри сельских общин. Одна часть села считала, что церковь должна была по тем или иным причинам относиться к Филарету, а другая – что она должна была остаться за Москвой. Та часть села, которая была покрупнее или поактивнее – побеждала и захватывала храм. Проигравшая сторона строила себе другой храм», - говорит собеседник издания.

«Эта «война» продолжалась около восьми лет. Уже в конце 90-х годов можно было говорить, что проблема, в принципе, снята. Я в то время довольно много ездил по Западной Украине, которая была центром подобных столкновений. Уже тогда на уровне местных епархий говорили, что в области фиксируется, скажем, 30 случаев на несколько сотен храмов. То есть уже в конце 90-х война за храмы составляла где-то 2-3%, а в начале 2000-х проблема сузилась до единичных случаев. В те годы образ этих войн за храмы активно использовался Москвой в антиукраинской и антикатолической пропаганде. Но на практике это уже не имело под собой никаких оснований. На сегодняшний день проблема исчерпана», - отмечает Николай Митрохин.

Полный текст интервью с Николаем Митрохиным доступен ЗДЕСЬ.