28.05.2013 15:42
О том, насколько качественно работает отечественная психиатрия, рассказал в эксклюзивном комментарии корреспонденту издания Новости Украины – From-UA Президент Ассоциации Психиатров Украины член Общественного гуманитарного совета при Президенте Украины Семен Глузман.

«Профессия врача всегда была опасной, - считает психиатр. - Я помню, что когда я был студентом и готовился стать психиатром, мои преподаватели были лучше, чем сегодняшние преподаватели. Они предупреждали и говорили не о технике самообороны, а о том, что должен знать практикующий психиатр, как он должен себя вести, как он должен встречаться с больным, как реагировать».

Семен Глузман не знает всех подробностей этого происшествия (в Запорожье мужчина, которого несколько месяцев назад выписали из психбольницы, напал на врачей скорой помощи, которых сам и вызвал для матери. В результате была убита женщина-фельдшер и ранен доктор. – Ред.), но может сказать, что «кричащая проблема — отсутствие социальной психиатрии».

«Лежал человек в больнице, выписали его. Его лечили, вероятно, успешно. Во всяком случае, сделали то, что смогли сделать. Он идет домой не для того, чтобы бросить лечение, а для того, чтобы продолжать лечение дома, - продолжил правозащитник. - Для этого необходима работа с родственниками, для этого должны быть социальные работники, которые посещают такого больного на дому и ведут его».

«У нас же ничего такого нет. Не может же врач поселиться рядом с каждым клиническим больным, - сетует г-н Глузман. - Такого нет ни в одной цивилизованной стране. Есть более-менее образованные социальные работники, которых учат не лечить, а именно чувствовать риски и помогать больному. В этой ситуации, по-видимому, никого рядом не было. Не потому, что кто-то уснул или уехал в отпуск, а потому, что его просто не было. Думаю, что того, кого не было, звали по профессии социальный работник, потому что у нас просто не существует этой группы работников».

По мнению психиатра, более-менее качественно в условиях такого государства работает психиатрия в системе здравоохранения, «то есть оказывается более-менее квалифицированная помощь. Последние годы Минздрав в лице своих ведущих чиновников пытается все-таки что-то отладить в сфере психиатрии, и та же Богатырева дважды или трижды вслух говорила, где-то выступая, о психиатрии».


«Для нас это было совершенное откровение, почти как Нобелевская премия, - поведал Семен Глузман, - потому что о психиатрии не принято говорить. Но параллельно есть и другое министерство — социальной политики, но там об этом не говорится. Во всех странах госпиталь — это то место, где оказывают помощь остро больному психиатрическому пациенту и стараются максимально быстро его выписать не только чтобы сэкономить деньги налогоплательщика, но еще и сделать все возможное, чтобы человек не потерял социальные контакты. Но это не значит, что он не должен продолжать лечение. Подозреваю, что он не получал это лечение».

Правозащитнику трудно говорить о статистике, но «такие случаи (как в Запорожье. – Ред.) бывают даже в богатых и цивилизованных странах. Но они случаются, вероятно, реже, потому что там достаточное внимание уделяется именно социальному аспекту. Речь идет о конкретной семье или конкретном доме, где живет больной, который потенциально представляет угрозу».

«Может быть, там неправильно был поставлен диагноз, - предполагает Семен Глузман, - может быть, неправильно оценили опасность больного, когда он находился в больнице. Скорее всего, все было правильно оценено, но его выпустили в пустыню, потому что наше общество для таких людей является пустыней».

Известный психиатр убежден, что в Украине просто необходимы социальные работники, «которые должны хотя бы какое-то время отслеживать его для того, чтобы увидеть назревающую опасность и как-то отреагировать. Эти технологии известны во всем мире. У нас они теоретически известны, но для того, чтобы они были, нужно, чтобы наконец госпожа министр социальной политики обратила внимание не только на пенсии, к которым она вообще никакого отношения не имеет - если пустой пенсионный бюджет, то Королевская не может помочь нуждающимся».


«Она должна обратить внимание, что нет социальной психиатрии. У нас есть только интернаты, а интернаты — это психиатрический хоспис, там должны находиться люди, которые уже не могут себя обслуживать самостоятельно», - подытожил наш эксперт.

С мнением других экспертов вы можете ознакомиться ЗДЕСЬ