04.01.2011 10:00
Два наших моряка, полгода просидевших в венесуэльской тюрьме, вернулись в Украину. Вечером 30 декабря они прилетели в аэропорт «Борисполь» транзитом из Парижа. Напомним, капитана судна «Би Атлантик» Владимира Устименко и второго помощника Юрия Датченко в 2007 году задержали власти портового города Маракайбо по подозрению в транспортировке наркотиков. Якобы, под винтом судна обнаружили 128 кг кокаина.

Три года наши моряки находились то под домашним арестом, то в камерах предварительного заключения. Владимира и Юрия приговорили к 9 годам в одной из самых страшных тюрем мира — Маракайбо. Об этом пишет Сегодня.

Прилетели моряки в сопровождении двух украинских представителей Интерпола. На запястьях наручники. Жены и дочери моряков, которые приехали из Одессы и Херсона в Киев, попытались с ними увидеться, но увы — встречи запрещены:

«Во-первых, они заключенные, во-вторых, они могут быть носителями экзотических болезней, — объясняет нам жена Юрия Датченко Галина. — Сейчас они находятся в Лукьяновском СИЗО, в медсанчасти, проходят обследования, лежат на карантине. Это займет 2—3 недели. Смогли передать теплые вещи — куртки, шапки, спортивные костюмы. Ребята из Интерпола сказали нам: «Вы больше их в Венесуэлу не отпускайте — там ужас!».

Как сообщил представитель госпенитенциарной службы (бывший департамент по исполнению наказаний), у моряков условия содержания в СИЗО неплохие: «В медсанчасти не камеры, а палаты, никаких наручников, естественно, нет. Они под надзором врачей. Их кормят, если нужно будет диетическое питание — тоже предоставят. Им назначены курсы лечения. Какие — уточнить не могу».

Из Киева Галина вернулась только 2-го января: «Непонятно пока, что с нашими мужьями будет дальше». Одно хорошо — ужесточать, по международной конвенции об экстрадиции, приговор морякам не могут: «По нашим законам, за транспортировку наркотиков дается от 5 до 12 лет, — говорит Галина. — Если им дадут минимальный срок, то им останется лишь чуть больше года сидеть, и надеемся, что им дадут условно».

На это же надеются и моряки. «По венесуэльским законам, у заключенного, отсидевшего три года, так называемый «бенефис» — он может выйти из тюрьмы и работать на подписке о невыезде до конца срока заключения», — говорил нам за несколько часов до отбытия из тюрьмы Маракайбо Юрий Датченко.

Что будет ждать моряков дальше — решит украинский суд. Когда именно будет первое заседание — неизвестно. Источник «Сегодня» в дипкругах не оптимистичен: «Я не знаю точно, какая была договоренность Минюстов Украины и Венесуэлы, но насколько мне известно, об оправдании речь не идет. Никто не говорил, что в Украине им будет легче».

Сомалийские пираты не дремлют даже в Новый год. 1 января в Аденском заливе они захватили алжирский балкер «Блида», шедший из оманского порта Салалах, по разным версиям, в Танзанию или Кению с грузом клинкера (прочная глина).

В экипаже 27 моряков, 17 из которых — алжирцы, 6 украинцев (среди них и капитан), остальные — из Филиппин, Иордании и Индонезии. МИД Алжира заявляет, что пока ни одна организация не взяла на себя ответственность за захват грузового судна.