CIS-EMO: кремлевские провокаторы?
28.10.2012 19:54
...несколько тысяч международных наблюдателей от самых разных организаций.

Однако особый интерес журналистов вызвала одна «контора» – так называемая CIS-EMO и ее директор Алексей Кочетков. По некоторым данным, цель этих «независимых» наблюдателей – организация провокаций с целью усложнить жизнь украинской партии власти в интересах Кремля.

Начнем с теории вопроса. Институт независимых наблюдателей на выборах возник сравнительно недавно. Считается, что впервые международное наблюдение за избирательным процессом было учреждено ООН в 1989 году для Никарагуа. Благодаря этому, считали в ООН, в 1990 году бывшие сателлиты СССР – сандинисты во главе с Даниэлем Ортего – выборы проиграли и добровольно передали власть оппозиции во главе с Виолеттой Чаморро.

Правда, в 2006-ом Ортега снова победил на выборах и является ныне действующим президентом Никарагуа. Но к деятельности института международных наблюдателей это уже не относится: он окреп, разросся и стал обязательным атрибутом демократии в избирательных кампаниях развивающихся стран.

Специально под это дело в ООН появился Отдел по оказанию помощи в проведении выборов (ОПВ), который был создан в рамках Секретариата. Миссии контроля проведения выборов осуществлялись в Анголе (КМООНА II), Сальвадоре (МНООНС), Эритрее (МНООНКРЭ), Гаити (ГНООНКВГ), Мозамбике (ЮНОМОЗ), Южной Африке (ЮНОМСА) и Либерии (МНООНЛ).

Потом зона внимания международных наблюдателей расширилась и охватила, кроме экзотических территорий, бывшие республики СССР, восточно-европейские государства, Балканы и даже государства старой демократии. Они позволяют инспектировать уровень своей демократии с тем же видом, как добрый пес терпит щекотку шаловливых ребятишек.

Активнее всего к «наблюдансу» подключились такие европейские структуры как Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) и Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ/ОБСЕ).

Роль Совета Европы в наблюдательной деятельности закреплена в Европейской Конвенции по правам человека. За какими выборами нужно наблюдать, какой количественный состав миссии отправлять и другие вопросы решает Бюро Ассамблеи ПАСЕ. Согласно европейским правилам, состав миссии наблюдения за выборами должен отражать политические особенности Ассамблеи, и чем больше мест имеет одна группа в Ассамблее, тем больше членов она может назначать в миссию наблюдения за выборами.

Кроме Совета Европы, мониторинговыми делами занимается Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ/ОБСЕ). Она имеет большой опыт в этом вопросе: за последнее десятилетие было организовано наблюдение за более чем 150 избирательными процессами, в которых принимали участие более 1000 экспертов из всех стран, входящих в ОБСЕ.

Существует также Миссия наблюдателей от СНГ. Деятельностью этой структуры, которая входит в состав исполнительного комитета СНГ во главе с Владимиром Рушайло, руководит Евгений Слобода – начальник отдела по обеспечению деятельности Миссии. Его подчиненные работали на выборах почти во всех странах СНГ – в Беларуси, Азербайджане, Украине (не на всех выборах) и проч. По словам Слободы, «миссионеры СНГ» являются единственными легитимными представителями этого координирующего органа СНГ.

Кто же в таком случае Кочетков и его «кис-эмо» (CIS-EMO)? Говоря вежливо – незваные гости на чужом демократическом «пиру». Как поясняет юрист Александр Моторный, п.8 Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ позволяет «для повышения авторитетности избирательного процесса» приглашать наблюдателей от любых соответствующих частных учреждений и организаций, которые пожелают этого, наблюдать за ходом национальных выборов в объеме, допускаемом законом. Такие наблюдатели будут брать на себя обязательство не вмешиваться в избирательный процесс» (конец цитаты).

Пользуясь этой нормой, Кочетков создал свою собственную контору типа «рога и копыта», зарегистрировал ее в 2003 году в Нижнем Новгороде и стал напрашиваться на выборы всюду, где его не гнали в шею.

Биографы Алексея Кочеткова отмечают, что на минувших президентских выборах в Украине представители CIS EMO столь откровенно агитировали в пользу Виктора Януковича, что возникало впечатление провокации, а не поддержки. Так, представитель Таджикистана из CIS EMO рвался на предвыборные митинги, чтобы выступить за Януковича. Причем, делал это в день выборов, да еще и так нарочито, чтобы его не могли не заметить. А сам Кочетков занимался организацией спамерской рассылки, известной под названием «письма из России».

Любопытна и другая деталь: к тому времени Алексей Кочетков постоянно проживал уже не в России, а в Польше – стране, которая, на выборах 2004 года не таясь поддерживала Виктора Ющенко. А ближайшим соратником и партнером по наблюдательной деятельности Алексея Кочеткова являлся ультраправый член польского сейма Матеуш Пискорский – единственный в Европе депутат, который является реальным скинхедом, издателем нацистского журнала «Одала» и лидером скинхедской группы «Никлот».

Все это тем более забавно, если учесть, что в начале 90-х Кочетков был членом Центрального совета Русского национального единства (РНЕ), того самого, которым руководил Александр Баркашов. И даже редактировал газету РНЕ «Русский порядок». В 1993 году в ходе беспорядков вокруг Белого дома в Москве Кочеткова на пять месяцев определили в Лефортово. Он вышел на свободу по февральской ельцинской амнистии 1994 года и прыгнул под крыло Сергея Бабурина. Немного поколесил по матушке России, занимаясь разводом олигархов на местных выборах, а затем перебрался в Польшу и запустил «международный проект» частной организации по наблюдению за выборами.

Выборы в Украине в 2004 году были его премьерными гастролями. Тогда миссия «наблюдателей от СНГ», как именовали себя кочетковцы, состояла из пяти человек, двое из которых представляли дружественную Польшу, которая никакого отношения к СНГ не имеет, а трое – республики бывшего СССР. Причем, самыми активными «миссионерами» были журналистка из Киргизстана Гульнара Болотбек Кызы и польский скинхед Марьян Шалухо.

В дальнейшем состав исполнителей расширился. Уже на следующий год Кочетков возил в Приднестровье (где его структура была единственной «пиратской копией» международных наблюдателей, ввиду отсутствия коллег из ОБСЕ и ПАСЕ) француза Люка Мишеля, которого выдавал за депутата Европарламента. Но депутатом месье Мишель никогда не был. Он – давний партнер Матеуша Пискорского по нацистской деятельности, последователь и продолжатель дела главного бельгийского нациста Жана-Франсуа Тириара, ветерана СС, закончившего войну в звании обершарфюрера (фельдфебеля) и всегда гордившегося этим.

С этими надежными ребятами Кочетков внезапно оказывается и в Молдове, где дискредитирует Владимира Воронина. Трудно не догадаться, кто финансировал его рейд на «враждебную территорию» после посещения Тирасполя. В Молдове Кочетков со товарищи нарывается на силовой конфликт с местной полицией и на 15 суток отправляется в ИВС. После чего со смаком рассказывает, какие там грязные ведра (параша), крупные вши и злобные уголовники.

Кроме Молдовы и Приднестровья, следы бравых «наблюдасов» отмечались в Казахстане (откуда их, правда, выдворили довольно быстро), Абхазии, Южной Осетии и даже в Париже. В межвыборный период российско-подданный житель Польши пробавлялся мелким антисемитизмом и пописыванием статеек об украинской революции. А также вялым обновлением сайта Центра Мониторинга Демократических Процессов «Кворум» и конфликтами с легальными конкурентами с ОБСЕ.

Кроме того, он сделал косметический ремонт своей команды, и в 2012-ом прибыл в Украину с новым соратником по имени Олег Верник. Точнее, Верник не прибыл, а примкнул, ибо сам он – кадр киевский, хорошо известный в узких кругах политических маргиналов.

В 2004 году, когда Алексей и его киргизская подруга «косили бабло» на неуклюжей как бы поддержке Януковича, Верник и его друг Борис Пастух создавали движение «Левая инициатива». Делали они это вынуждено, ибо за год до этого их за финансовое мошенничество выкинули из Комитета за рабочий интернационал (КРИ, англ. Committee for a Workers' International, CWI) — международного политического объединения с центром в Великобритании.

Покинув ряды транснациональной левой организации, Верник и Пастух немного покривлялись, бегая с лозунгами «Власть – студентам» и листовками с портретом Че Гевары, но потом нашли постоянный источник получения мелких средств на дискредитацию левого движения. Их бывшие соратники предполагают, что веревочка вела к кассе СДПУ (о). И перестала виться, когда сия партия ушла с большой политической сцены по известным причинам.

Естественно, Верник начал искать новых компаньонов, и в какой-то момент нащупал Кочеткова. Не только рыбак рыбака видит издалека. Представители рынка платных околовыборных услуг также обладают силой взаимного притяжения. И теперь эти два неординарных человека презентуют свой совместный проектик и мониторинговый центр «Глас» с телефоном горячей линии в России (мобильный оператор «Мегафон») +79257408147. Видимо, для того, чтобы жителям украинской глубинки было проще сообщать о вопиющих нарушениях их избирательного права.

Явные недоработки в деятельности кочетковцев отразились на их финансовом состоянии. Обеспокоенные тем, что они тут сидят с 1 августа, а деньги несут вяло, особенно региональные нарушители, которые рассматривались как основная целевая аудитория нынешнего заезда, лидеры CIS-EMO напомнили о себе публикацией «Предварительного доклада миссии по наблюдению за выборами CIS-EMO». А так же вышли на пресс-конференцию в «Интерфаксе» с проектом Центра мониторинга «Глас».

Даже сайт этого «Гласа» появился уже после пресс-конференции, слепленный на скорую руку и трудно находимый в поисковиках. Сейчас он представляет собой дайджест новостей на предвыборную тематику, собранных в Интернете. Это собственно все, чем на сегодняшний день проявляют себя CIS-EMO. Но их претензии на доминирование в наблюдательном поле не выглядят столь забавными.

Юристы, с которыми мы советовались, не смогли дать однозначную оценку статусу и легитимности пребывания данной частной конторы. Их мнение сводится к тому, что нужно запросить мнение МИДа. «Я почти уверен, что CIS-EMO не имеет статуса субъекта международного права, и соответственно не может легитимно наблюдать здесь за избирательным процессом, но, думаю, что они сумели раздобыть регистрацию в ЦИК, и на этом основании делают свое дело», – допускает юрист Александр Моторный.

По его мнению, наблюдатели с непонятным статусом и репутацией, негативно влияют на имидж выборов. «Если мы хотим придать избирательному процессу оттенок фарса, то надо собрать побольше таких организаций как CIS-EMO и дать им медийную площадку пошире. И солидные структуры, чье мнение считается авторитетным в мире и влияет на признание или непризнание результатов голосования ведущими странами и международными организациями, обойдут нас стороной. Со всеми вытекающими отсюда дипломатическими и правовыми последствиями», – заключает эксперт.