Особый статус Донбасса: ответы на 10 главных вопросов
18.09.2014 12:00

Закон №8051 «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», принятый на днях парламентом, вызвал больше вопросов, чем ответов. В каких регионах будет действовать особый статус, получат ли местные жители зарплаты и пенсии, как на местах сформируется народная милиция, какая судьба ожидает мэров и губернаторов Востока? Ответы на эти вопросы нашла «Сегодня» совместно с политиками, экономистами, градоначальниками и юристами.

Правда, в министерствах закон пока не комментируют. «Ждут, что будет дальше — ведь в даже в кулуарах Рады поговаривают, что президент может не подписать закон. Так что думать, как его реализовывать, будем после его подписания», — неофициально сообщил юрист одного из министерств. Самопровозглашенная «ДНР» закон об особом статусе не признает. «Закон приняли в соседнем государстве. А мы живем по своим законам, и у нас есть свои законодательные органы».

Ближе Таможенный союз, чем ЕС

Принятый Радой закон предусматривает, что на территориях с особым статусом будет действовать украинское законодательство, но с учетом особенностей региона. Как пояснил директор Украналитцентра Александр Охрименко, на этих территориях могут отказаться от торговли с Евросоюзом, и активно интегрироваться в экономическое пространство РФ.

«Скорее всего, товары, которые будут экспортироваться и импортироваться из России, не будут особо контролироваться (в том числе — алкоголь и сигареты. — Авт.). Также появятся соглашения с РФ по инвестициям из России в Донбасс на льготных условиях. Наконец, на «особые» территории не будет распространяться Зона свободной торговли с ЕС. В итоге продукция, которая будет произведена на этой территории, не обязана соответствовать стандартам ЕС, а значит, и производство не нужно будет модернизировать по европейскому образцу», — заключил Охрименко.

Русский язык — в судах и вузах

По закону, органы местной власти, наделенные «особым статусом», смогут свободно использовать русский в сфере судопроизводства, экономической и социальной деятельности, а также в системе образования.

При этом бывший министр образования Станислав Николаенко считает, что по факту ничего не изменится: «В Донецкой и Луганской области было 80% школ с русским языком обучения».

Эксперты же советуют Донбассу не совершать никаких резких движений в образовании: По словам президента НАПН Василия Кременя, «Изоляция вузов и школ Востока от Украины приведет к снижению качества образования, а попытки создать образовательный анклав чреваты хуторянством: с Украиной они отношения могут порвать, но в русское образовательное пространство так и не войдут. В итоге получится некое маргинальное образование, из-за которого дети только пострадают».

«Стена»: ждут ухода боевиков

Как уверяет первый зампредседателя Госпогранслужбы Украины Павел Шишолин, новый закон не отменяет принятого правительством проекта инженерного обустройства границы — «Стена».

«Проект реализуется в Черниговской, Харьковской, Сумской областях, а также в Донбассе. Мы ведем разговор о закрытии границы в Луганской области до Станицы Луганской включительно, и по побережью Мариуполя, — рассказал Шишолин. — Когда разрабатывался проект, предполагалось обустраивать границы в два этапа: сначала укрепить приграничные регионы, где нет боевиков, а потом работать непосредственно по тем участкам, которые сейчас мы не контролируем. Линия безопасности границы должна оставаться незыблемой». На наш вопрос, как Украина собирается обустраивать границу, если боевики будут против, Шишолин ответил: «Когда они уйдут...».

Нарушают мир ради территорий

Закон предусматривает, что особый статус получат не все населенные пункты Донецкой и Луганской области, а только те, которые назовет Антитеррористический штаб, созданный при СБУ.

Но несмотря на режим прекращения огня, боевики на Востоке ежедневно атакуют позиции ВСУ, чтобы расширить зону своего влияния. А в самопровозглашенной ДНР нам заявили, что «своей территорией» считают всю Донецкую область: «У нас своя суверенная страна, которая живет по своим законам».

Выберут мэров, но не губернаторов

По закону, уже 7 декабря этого года отдельные районы Донецкой и Луганской области получат право провести выборы, и избрать местных депутатов и даже городских голов. В то же время право назначать губернаторов останется за Киевом. Глава Донецкой области Сергей Тарута уже высказал свое недоумение по поводу того, как ему работать вместе с «бывшими» боевиками.

«Местные выборы, это как? Под дулами автоматов? Понятно, какие будут выборы. На самом деле этот документ поверг нас в шок», — заявил Тарута.

Мэр Донецка Александр Лукьянченко, который по новому закону может быть переизбран, заявил, что не боится лишиться должности.

«Для меня нет вопросов. Самое главное, чтобы это дало мир. Если некоторые руководители не устраивают местных жителей, их переизберут», — резюмировал Лукьянченко.

Милиция и прокуроры — вне закона

Закон предусматривает, что в отдельных районах Донецкой и Луганской областей создадут добровольческие отряды народной милиции. Планируется, что такие отряды будут действовать в украинском правовом поле, но в МВД уверены, что это нонсенс.

«Я не сомневаюсь, что «народная милиция» будет набираться из числа террористов и российских боевиков, — заявил советник главы МВД Зорян Шкиряк. — Такая «народная милиция» будет осуществлять откровенные репрессии по отношению к украинским патриотам, проведет местные выборы под дулами автоматов и продолжит грабить людей. Говорить о качестве такой «народной милиции» и законности их действий не приходится. То же самое касается назначения прокуроров и судей — это будут те же террористы».

Шкиряк считает, что «народная милиция» в Донбассе не будет придерживаться украинского законодательства, как это предписано законом.

«Мне сложно представить себе, как МВД, в рамках особого статуса, сможет контролировать не признающие законов Украины вооруженные формирования террористов. Банды никогда не будут подчиняться», — резюмировал советник МВД.

От Донбасса ждут финансовой дисциплины

Закон предусматривает поддержку экономического развития «особых» регионов. Объем затрат будет прописываться в бюджете, причем предусмотрено, что сокращаться этот объем не может, даже в условиях экономии.

Нардеп Павел Розенко полагает, что налоги в Донбассе будут взимать по закону: «На местах могут устанавливать свои налоги — например, на предпринимательскую деятельность, но эта норма есть давно. А вот НДС и налог на прибыль, как и раньше, будут идти в Киев».

У экспертов, впрочем, есть сомнения, что «особые» власти будут перечислять в госбюджет собранные на местах налоги.

Но, как объяснила Оксана Калетник, соблюдать налоговую дисциплину Донбассу придется, иначе они рискуют остаться без денег: «Если налоговые поступления идти не будут, это может уменьшить дальнейшее бюджетное финансирование».

Сейчас же предприниматели в зоне АТО, по распоряжению Государственной фискальной службы, могут получить налоговые каникулы.

Пенсии будут платить из госказны

Замглавы комитета ВР по вопросам соцполитики и труда Павел Розенко уверен, что пенсии и зарплаты бюджетнкам будут выплачиваться так же, как и в других областях страны, из госказны: «Как только там прекратятся боевые действия, люди снова будут получать свои деньги в полном объеме».

По его словам, официальный Киев сможет контролировать этот процесс, так как все платежи будут идти через профильные ведомства, в частности по Госказначейству, Пенсионному фонду: «Все структуры будут как прежде находиться под контролем Киева. Соответственно, те деньги, которые будут направлены на зарплату и пенсию, невозможно будет увести «налево». Все платежи направляются со счета на счет, а значит можно проследить все финансовые потоки».

Первый замглавы парламентского комитета по вопросам бюджета Оксана Калетник считает, что бесперебойная выплата пенсий и зарплат будет зависеть от работы госстуктур: «В стране кризис, и это может привести к задолженности перед пенсионерами и бюджетниками. В некоторых областях уже поступают такие жалобы. На выплату средств в Донбассе будет влиять и наличие средств на счетах того же Госказначейства».

По состоянию на сентябрь, задолженность перед пенсионерами в Донецке — 216 млн.грн.

Сами договорятся об инвестициях

Эксперты и политики уверены: закон об особом статусе некоторых районов Донбасса бюджетную политику страны не изменит.

«В будущем году финансирование Донецкой и Луганской областей будет идти в рамках бюджета-2015, который будет принят. Это не оговаривается. И жители Донбасса на сей счет могут не переживать», — поясняет член бюджетного комитета Павел Ризаненко.

По его словам, единственное нововведение, которое озвучено в экономическом блоке нового закона — это пункт о возможности подписания соглашений между органами местной власти и различными украинскими ведомствами.

«Видимо, речь идет о социальном и экономическом развитии этих регионов, и их финансовой поддержке. Но какие именно проекты могут реализовываться, пока непонятно», — говорит нардеп.

Эксперт Александр Охрименко считает, что подписание таких соглашений позволит привлекать инвестиции не только от украинской власти, но и от других инвесторов: «Когда бои завершатся, встанет вопрос о восстановлении Донбасса, понадобятся многомиллиардные инвестиции. «Прямые» договора с местной властью позволят быстрее привлекать средства, так как согласование будет проходить быстрее, чем обычно».

Имущество: храним бумаги и ждем выборов

Сложным остается вопрос обеспечения имущественных прав в Донбассе. По мнению первого замглавы комитета ВР по вопросам правовой политики Виктора Швеца, из-за боев на Востоке право собственности гарантировать трудно: «Кто будет обеспечивать права граждан? Судьи и «народная милиция», которые будут набраны неизвестно из кого? Не исключено, что это станет хорошим прикрытием для мародерства».

В свою очередь, юрист Олег Веремеенко считает, что проблем у сторонников ДНР и ЛНР, скорее всего, не будет. А вот у несогласных могут «отжать» все: «Тем, кто поддерживает единую Украину, могу дать такой совет: сохраните все документы. И если вдруг окажетесь без квартиры, можно будет обращаться в Страсбургский суд с исками против боевиков с требованием о компенсации. Есть специалисты такого профиля, например, в Хельсинской правозащитной группе. Правда, разбирательство может занять около пяти лет».

А президент Украналитцентра Александр Охрименко уверен, что лучше дождаться итогов местных выборов и договариваться уже с новой властью: «Если там появятся нормальные лидеры, порядок быстро везде наведут. Тогда и обычные люди, и бизнесмены смогут жить спокойно».