Украинский рынок несет убытки от сокращения торговли с Россией
19.09.2014 10:33

Украинская экономика немного замедлила темпы падения, подтверждают опубликованные уточненные даны Госстата. Похоже, экстренные меры, принятые руководством страны, дают реальный шанс для экономического роста. Мгновенного эффекта в ближайшее время ожидать не стоит, но позитивная динамика очевидна.

Закон о санкциях, недавно подписанный президентом Петром Порошенко, не будет препятствовать возрождению экономики. Поскольку запреты эффективны в политической плоскости, а на бизнес их влияние не так велико. Это хорошо понимают в деловых кругах как России, так и Украины. Поэтому предприниматели пытаются сохранить сотрудничество, невзирая на то, что Кремль продолжает методически вытеснять Киев с российского рынка.

«В последнее время в двусторонних торгово-экономических отношениях с Украиной Российская Федерация избирала путь не взаимовыгодного партнерства, а использования торговых барьеров, ограничений и запретов относительно украинских товаров, — говорит заместитель министра аграрной политики и продовольствия Андрей Дикун. — За шесть месяцев этого года экспорт украинской сельхозпродукции в Россию составил около миллиарда долларов, сократившись сравнительно с аналогичным периодом 2013 года на 31 процент».

Отечественный рынок несет убытки от сокращения торговли с Россией не только в сельскохозяйственной, но и в других отраслях. Однако говорить о свертывании торгово-экономических отношений между странами было бы неправильно.

Невзирая на фактическую войну и непонимание в верхах, украинские и российские предприниматели не спешат отказываться от перспективных рынков государств-соседей. Это подтверждает статистика: по данным Госстата, за шесть месяцев этого года прямые инвестиции из Российской Федерации составили более $3 млрд. Это без учета временно оккупированных Крыма и Севастополя.

Для некоторых российских компаний перспективный рынок Украины остается важнее временных кремлевских трендов, которые апеллируют к патриотическим чувствам предпринимателей, но вредят бизнесу.

Так, компания Parus Agro, которая входит в группу QIWI, недавно активно вела переговоры о приобретении в Украине земельных участков под сельхозугодья. Организация управляет в Украине предприятием по производству рапса и ячменя.

В позапрошлом году оно было запущено, а сегодня работает без сбоев. В этом году компания зафиксировала значительный рост урожая обеих культур, говорит акционер и член совета директоров группы Андрей Муравьев. Эффект, которого удалось добиться российской компании за такое короткое время, и заставил Parus Agro задуматься об увеличении земельного банка в Украине.

О планах развития украинского подразделения заявил химический холдинг «Фосагро». Планирует увеличить свою долю на рынке минеральных удобрений Украины. Перспективным его считает и группа «Уралхим», которая принадлежит российскому предпринимателю Дмитрию Мазепину. В марте 2014-го три завода «Уралхима» зарегистрировали свою продукцию в Министерстве экологии и природных ресурсов для использования на территории Украины.

Лицензию выдали на пять лет. Удобрение, выпускаемое «Уралкалием», 20% какого «Уралхим» приобрел при согласии российской власти после громкого скандала с Беларусью, зарегистрировала «Украгро НПК». Эта компания входит в Ostchem Group, подконтрольную Дмитрию Фирташу.

Отметим, что «Уралхим» получил возможность выйти на украинский рынок минудобрений почти сразу после того, как министром экологии стал Андрей Мохник из команды премьера Арсения Яценюка. Очевидно, приход нового министра ускорил процесс, поскольку до тех пор холдинг Дмитрия Мазепина где-то с год пытался получить регистрацию на карбамид через структурное подразделение в Киеве. Найти такого крупного поставщика удобрений было стратегически важным для сельского хозяйства Украины.

Нельзя забывать, что экономики обеих стран десятки лет были интегрированы друг в друга. Украинские предприниматели, которые имеют бизнес в России, также не готовы от него отказываться.

Например, металлургическая компания «Интерпайп» предпринимателя и мецената Виктора Пинчука сегодня имеет 10% российского рынка бесшовных труб и железнодорожных колес. Металлургический дивизион олигарха Рината Ахметова, который теряет активы из-за военных действий на Донбассе, делает ставку в частности на подразделение сбыта группы «Метинвест», клиенты которого — несколько тысяч предприятий России.

Из-за этого и Вадим Новинский, чей «Смарт-холдинг» владеет блокпакетом «Метинвеста», готов поддерживать свой российский бизнес. Весной «АвтоКрАЗ», подконтрольный народному депутату Константину Жеваго, сообщал, что поставки большегрузных автомобилей идут в Россию стабильно, в среднем 25–30%.

Наблюдая, как успешно эти и другие компании много лет способствовали и содействуют развитию торгово-экономических отношений между соседними странами, очевидно, что это сотрудничество не должно прерваться. Об этом шла речь в Минске на встрече Петра Порошенко с президентами стран Таможенного союза.

Тогда российский президент Владимир Путин предостерег, что Украина может лишиться миллиардов евро, если откажется от общих с СНГ технических норм и примет стандарты Европейского Союза.

В свою очередь, Петр Порошенко подчеркивает, что нельзя допустить дальнейшего ухудшения экономических связей с Таможенным союзом, торговый оборот с которым упал на 30%. Сегодня для нашей страны, которая находится в сложном экономическом положении, в частности из-за неконструктивной позиции РФ относительно газового вопроса, задача №1 — привлечение инвесторов. Особенно тех, кто способствует процветанию Украины и способен наладить диалог с новой украинской властью.

«Неправильно говорят, что социально-экономическая обстановка не отразилась на российском бизнесе в Украине. С другой стороны, трудности испытывают и наши предприятия - это объективная реальность. В то же время желание крупных компаний из России, несмотря ни на что, продолжать деятельность в Украине не может не радовать. К примеру, украинский потребитель приносит 10 процентов выручки оператору мобильной связи МТС, втором после «Киевстара». Банк «Русский Стандарт» - в рейтинге самых успешных финансовых учреждений Украины. Перспективы «Уралхима» - очень большие. Аграрной стране, как наша, жизненно необходимы качественные удобрения, а «Уралхим» - среди ведущих поставщиков такой продукции. Надеюсь, это взаимовыгодное сотрудничество будет успешным много лет на пользу Украине» - Иван Лещук, 38 лет, эксперт Центра стратегических исследований «Глобальные перспективы».

«Я уверен, что бизнес должен быть вне политики. В Украине работают компании из разных стран. И российские в том числе. Но мы не имеем сейчас их выгонять с рынка или привлекать политические механизмы. Нашезавдання - развивать экономику. Если мы это будем делать и бизнес будет вне политики, то будем иметь большое экономическое будущее. Потому что наш народ очень трудолюбивый» - Юрий Гайдаев, 60 лет, народный депутат, бывший министр здравоохранения.

«Неправильно выгонять с украинского рынка все российские компании. Не каждая из них имеет отношение к финансированию войны. Санкции нужно применять точечно. Только против предприятий, вина которых доказана. Если мы будем препятствовать бизнеса, руководствуясь лишь тем, что он - русский, то ни к чему хорошему это не приведет. Много украинцев, которые сейчас работают на российских предприятиях, потеряют работу. В бюджет уменьшатся поступления. Россия, как и Украина, является членом Мировой организации торговли. Может подать иск, что ее бизнес дискриминируют по национальному признаку» - Алексей Кущ, 39 лет, советник президента Ассоциации украинских банков.