Петровские реформы: Восемь главных перемен, которые вот-вот должны произойти в Украине
30.09.2014 09:48

Вчера в Администрации президента заявили, что для вступления в ЕС в Украине нужно провести 35 реформ: для обеспечения верховенства права, энергоэффективности, соцзащиты и совершенствования избирательного законодательства. Для их обсуждения даже создадут специальный портал reforms.ua.

Напомним, 8 реформ из презентованных президентом 62-х к 2020-му году Петр Порошенко считает приоритетными. «Сегодня» решила остановиться на них. При этом президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило подчеркивает: нельзя тянуть с реформами 5 лет: «До середины 2015-го они уже должны произойти. Дальше должен начинаться эффект». Мы разобрались, какие изменения ждут страну в ближайшее время.

1. Антикоррупционная реформа: бюро, комиссия и совет

Приоритетной по времени в АП называют Антикоррупционную реформу, она должна воплотиться уже осенью (ее выполнение влияет на выделение транша от МВФ. — Авт.). Но сейчас готова только стратегия реформы, признается замглавы АП Дмитрий Шимкив.

«В рамках реформы мы создадим Национальное антикоррупционное бюро, которое будет заниматься расследованиями фактов коррупции, Нацкомиссию по предотвращению коррупции с функциями контроля и Общественный совет по коррупции, который будет вырабатывать антикоррупционную политику. В последних двух структурах будут представители общественности, а в Бюро — профессионалы. Главу бюро отберут 9 человек — 3 от Кабмина, 3 — от ВР, 3 — от правоохранителей. Это будут публичные люди вне политики, но выбирать они будут из профессионалов и в прямом эфире. Не смогут попасть в Бюро люди, которые последние 5 лет занимались вопросами коррупции (например, в антикоррупционном комитете в ВР)».

Нужно отделить чиновников от политики, а не создавать Бюро, уверен директор Украинского аналитического центра Александр Охрименко: «Например, министр — политическое лицо, а его зам — госчиновник, которого министр снять не может. Так будет сложнее «привести» своих людей. Антикоррупционный орган — первый зачинщик коррупции, там могут начать брать взятки».

2. Судебная реформа: с люстрацией будет сложно

Судебная реформа — вторая на очереди, учитывая претензии Евросоюза к прозрачности нашего правосудия.

«Мы планируем создать суды по еврообразцу, добиться независимости судей и прозрачности судов. Важно прописать ответственность судей за нарушение принципов верховенства права, — сказал замглавы АП Дмитрий Шимкив. — Будут созданы и органы контроля за деятельностью судов».

По мнению экспертов, власть наверняка дойдет и до вопроса люстрации судей, но нужно делать все по порядку.

«Надо начинать с изменения закона о судоустройстве и статусе судей, этот законопроект сейчас как раз обсуждается (обсуждения проводит Минюст, в Раде проекта пока нет. — Авт.). Вторым шагом я бы поставил не люстрацию, а изменения в Конституцию в части увольнения судей, иначе любая люстрация будет неконституционна (нет такого повода для увольнения в Основном законе. — Авт.), — сказал председатель правления Центра правовых реформ Игорь Колиушко. — Третий шаг — люстрация, четвертый — отбор новых судей по новым правилам. Общество должно иметь и возможность мониторить судебные процессы. Но для этого не нужны общественные советы: достаточно открытого реестра решений. А расследованием фактов коррупции займется Бюро».

3. Полиция: кто не перестроится, уйдет сам

В рамках этой реформы правоохранительные органы ждут сокращения, а также создание узкоспециализированных подразделений.

«Например, МВД — это гражданский орган, а вот полиция может быть органом исполнительной власти, которые занимаются подготовкой и исполнением судебных решений, вопросами повышения зарплаты в органах и так далее. Узкоспециализированные подразделения будут созданы и в СБУ, и в Нацгвардии, будет изменена и сама структура ведомств, управление ими будут оптимизировано», — говорит Шимкив.

Реформирование МВД может занять 5—8 лет, поясняет эксперт Центра исследований правоохранительной деятельности Олег Мартыненко: «Легко повесить на всех полицейских новые значки, не сложно ввести в состав кадровых комиссий представителей общественности. Остальное требует времени. Главное — перестроить систему работы, ведь МВД в связке с судами и прокуратурой. Если прокуратура будет готова к тому, что МВД будет давать реальные показатели, кроме статистики, нужно реформировать и прокуратуру. А очищение произойдет само собой: кто не сможет ментально перестроиться, просто сам уйдет. Так было, например, в Польше».

4. Реформа ВСУ: каждый из семи обучен стрелять

Нашу армию надеются перестроить по швейцарскому образцу, заявлял недавно министр Валерий Гелетей. В Швейцарии, в отличие от Израиля, женщины не служат в армии, зато все мужчины от 18 до 35 лет проходят армейскую подготовку (260 дней), сочетаемую с профессиональным гражданским обучением.

В итоге почти каждый гражданин страны может встать на ее оборону. Перепишут и военную доктрину, прописав в ней риски и угрозы для Украины. В АП подтверждают: подобная стратегия — в разработке.

Военный эксперт Антон Михненко согласен, что Украина должна построить свою армию по швейцарскому или финскому образцу: «Каждый седьмой или восьмой человек в стране должен уметь держать оружие в руках. Сама армия должна быть мобильной, хорошо оснащенной и обеспеченной. Увеличиваются и расходы бюджета на оборону — должны быть от 3,5% до 5% (согласно стратегии реформ президента, расходы на обороны увеличат до 5%. — Авт.)».

А вот вступление в НАТО — вопрос спорный, считает эксперт: «Это было бы неплохо, но блоковый статус влечет за собой противодействие с РФ. Нам лучше полагаться на свои собственные силы и делать армию наиболее готовой в кратчайшие сроки быть мобилизованной против внешней агрессии».

5. Малому бизнесу нужны консорциумы

В стратегии 2020 указано, что Украина рассчитывает за 5 лет подняться со 112 места в рейтинге легкости ведения бизнеса до 20-го и привлечь в страну $40 млрд прямых иностранных инвестиций. Сама реформа — на стадии наработок.

«Главная задача государства — восстановление экономического роста, — считает экономист Ярослав Жалило. — Нужно активизировать работу на внутренних и внешних рынках. Второй момент — формирование госбанков с предоставлением кредитов для бизнеса и введение налоговых стимулов для инвестирования. Также нужно сформировать инструмент, который позволит целевым образом направлять бюджетные средства на поддержку бизнеса: например, создать украинский банк реконструкции и развития».

По словам Жалило, бизнес нуждается в поддержке экспортной активности: «Крупному экспорту нужна кредитная поддержка, а малому еще нужно учиться выходить на внешние рынки, поэтому нужны консорциумы».

6. Управление: нужно перестроить структуру

Систему управления, как поясняют и в АП, и в экономических и юридических кругах, важно поменять хотя бы потому, что из-за разветвленности цепочек ответственности во власти сложно разобраться, какая структура за что отвечает.

Систему управления страной обещают сделать более понятной. Нужна и децентрализация, чтобы вопросы местного уровня решались не в Киеве.

«Очень важна региональная управленческая реформа, то есть расширение полномочий и экономических возможностей развития регионов, расширение их экономической самостоятельности и финансовой базы. Нужно пересмотреть межбюджетные отношения между Киевом и регионами. Что касается соцвыплат в регионах, необходимо четкое распределение полномочий, чтобы внутри государства была понятна зона ответственности органов власти», — пояснил Ярослав Жалило.

7. Налоги: эксперты советуют подождать с реформой

Налоговую реформу можно рассматривать в контексте реформы предпринимательства и привлечения инвестиций.

«Зеленый свет» для бизнеса — прозрачная система налогообложения и отсутствие взяток. Поможет и Антикоррупционное бюро, заверяют в АП. Проводить реформы будут, беря пример с Грузии: среди разрабатывающих их — в том числе специалисты оттуда.

Реформа предусматривает налоговую амнистию, кадровые чистки фискальной службы, снижение части налогов и сокращение их числа. По мнению президента Украналитцентра Александра Охрименко, лучше повременить с налоговыми реформами.

«Лучше запретить на 10 лет изменения в налоговое законодательство. Изменения — простор для коррупции у проверяющих органов — пока бизнес разбирается, он делает ошибки. В Швеции, Германии, Швейцарии налоговое законодательство меняется раз в 50 лет».

8. здоровье: нужна страховка вместо койко-мест

Реформу системы здравоохранения планировали давно: Минздрав даже проводил эксперименты в регионах, постепенно локально внедряя институты семейного врача и первичной медицины (мероприятия по профилактике и диагностике населения).

Но комплексно проблемой не занимались. В сфере здравоохранения нужно продолжить вектор на усиление первичной медицины, говорит руководитель программы «Общественное здоровье» одного из международных фондов Елена Кучерук:

«Важно пересмотреть подходы к финансированию здравоохранения. Сейчас деньги выделяются в соответствии с количеством койко-мест, а должны быть привязаны к пациенту и услугам. Это предусматривает постепенное развитие страховой медицины. Каждый из нас три раза платит за здравоохранение: налоги, госпитализация и лично в руки врачу. Медстраховка — дешевле».