Дырявая люстрация. Почему одним нельзя, а другим можно
01.10.2014 12:10

Долгожданный закон о люстрации принимался с трудом и «всем миром». Пока спикер Рады Александр Турчинов в н-й раз ставил его на голосование, активисты запихивали в мусорный бак одиозного нардепа Виталия Журавского, перекрывали улицу Грушевского и жгли покрышки под стенами парламента. Как бы намекая, что новый Майдан-то не за горами, если новая власть не опомнится.

В конце концов, люстрацию удалось продавить – «за» проголосовал 231 народный депутат. Однако и сам процесс принятия закона, и его итоговое содержание вызывают ряд вопросов.

Документ на раз «люстририует» (читать – запрещает занимать госдолжности на срок от 5 до 10 лет) «друзей» и «высоких чиновников» времен Януковича. Однако делает вполне безопасным «существование» действующей власти. Даже для тех, кто, скажем так, в прошлом где-то «нагрешил» по принятому закону, но сегодня стоит у руля, этот же закон предоставляет лазейки, по которым можно уйти от ответственности и остаться на своем теплом местечке.

Последняя версия закона насчитывает больше категорий чиновников, которым запрещается занимать госдолжности на протяжении определенного времени, в отличие от редакции первого чтения. Коротко вспомним, кто именно попадает под действие закона об очищении власти, уже поданного на подпись президенту Украины.

Субъектов, которые должны пройти люстрацию, закон делит на несколько групп.

Первая – лица, которые с 25 февраля 2010 до 22 февраля 2014 совокупно не менее одного года занимали ряд постов: президента, премьер-министра, министров, главы Нацбанка, Антимонопольного комитета, Фонда госимущества, Госкомитета телевидения и радиовещания, Администрации президента, СБУ, Генпрокурора, секретаря СНБО и т.д. Ограничение, по сути, касается высокопоставленных чиновников режима Януковича. Срок запрета занимать госдолжности – 10 лет.

Вторая – высокопоставленные чиновники, которые работали при Януковиче в период с 21 ноября 2013 и до 22 февраля 2014 и не уволились по собственному желанию. Срок запрета занимать госдолжности – 10 лет.

Третья – судьи, которые отдавали разрешения на задержание и содержание под стражей политических заключенных или принимали против них обвинительные приговоры. То же касается правоохранителей, которые преследовали и привлекали к ответственности политзаключенных. Срок занимать госпосты сокращен до 5 лет.

Четвертая – чиновники, которые работали на руководящих постах Компартии или ЦК ЛКСМУ (не ниже секретаря), и работники или агенты КГБ, ГРУ СССР. Норма касается даже тех лиц, которые окончили выши КГБ СССР (кроме технических специальностей). Срок запрета занимать госдолжности – не меньше 10 лет.

Пятая – представители госорганов и органов местного самоуправления, которые работали на узурпацию власти Януковичем и подрывали основы нацбезопасности и территориальной целостности. Срок запрета занимать госпосты – 5 лет.

Шестая – госслужащие центральных и местных органов, которые препятствовали проведению митингов в период Майдана. Срок запрета занимать госпосты – тоже 5 лет.

Седьмая – фигуранты сегодняшних событий, замеченные в сепаратизме. Срок запрета занимать госпосты – тоже 5 лет.

Восьмая – чиновники и руководители госпредприятий, которых закон обязывает пройти «имущественную люстрацию». Если не проходят – запрещено занимать посты 10 лет.

Министр юстиции Павел Петренко уже прокомментировал закон, отметив, что нормы об очищении власти имеют императивных характер и делают невозможными любые злоупотребления по время проведения люстрационных проверок.

Однако в закон, в целом, было внесено более 400 поправок, и некоторые из депутатов, голосовавших за него, позже признались, что не понимали, какие из этих поправок приняты, а какие – нет, и за что, собственно, приходится голосовать.

Во время подготовки итогового варианта документа, как признал глава люстрационного комитета Егор Соболев, к авторам проекта подходили «разные хорошие люди» и убеждали, что «Левочкин и даже Николай Азаров не должны попасть под люстрацию».

«Я ответил, что это вообще не обсуждается», - отметил Соболев.

О борьбе разных групп влияния во время разработки и принятия закона «Главкому» говорит и «свободовец» Юрий Сыротюк. Как признал он в разговоре с «главкомом», благодаря их «кропотливой» работе ряд люстрационных норм, по его словам, так и не увидел свет.

Борьбу за лазейки в люстрации подтверждала и сложность принятия Радой документа. Голоса пришлось собирать, прямо таки уговаривая некоторых регионалов.

«Эта Рада не хотела бороться с коррупцией, - признает соавтор закона, нардеп Леонид Емец. – Участники коррупционных схем пытались защитить своих лоббистов, которые и сегодня остаются во властных кабинетах. Закон, по сути, приняли благодаря требованию общества. Нам таки удалось убедить часть регионалов, что им это зачтется. Мы им объясняли, что лучше люстрацию сделать законом, чем вас будут потом засовывать по мусорным бакам».

По его словам, многих из депутатов волновало только одно – «чтобы эта люстрация их не коснулась».

Новацией итогового варианта закона и стало исключение из числа кандидатов «на люстрацию» лиц, которые занимают избирательные посты – как то президент, депутаты, а также голова ВР, его замы, Уполномоченный ВР по правам человека, судьи Конституционного суда.

«Право занимать избирательные посты прописано в Конституции, - объяснил Леонид Емец. – Если бы эта норма, пункт о запрете этим людям избираться был прописан в законе, президент вынужден бы был наложить на него вето, а Конституционный суд – отменить. Только через Конституцию можно устанавливать дополнительные ограничения, которые позволяют гражданину Украины баллотироваться».

Потому, несмотря на предстоящую люстрацию, ряд известных представителей «павшего» режима Януковича особо не переживают.

Юрий Бойко (во времена бытности министром энергетики и угольной промышленности которого была протянута скандальная закупка буровых установок по завышенной цене), Александр Вилкул (вице-премьер в правительстве Азарова), Михаил Добкин (бывший харьковский губернатор, поддержавший действия «Беркута» на Майдане), Наталья Королевская (экс-министр социальной политики), Сергей Левочкин (бывший глава АП Януковича), Сергей Тигипко (бывший вице-премьер) и многие другие теперь пытаются попасть в новую Раду.

Но «люстрация» только лишь назначаемых чиновников – не единственный минус данного документа.

Важно и то, что, по сути, он выписан таким образом, что под «очищение» не могут попасть представители нынешней власти.

«Кто из нынешнего правительства попадет под люстрацию? Замы министров, руководители центральных органов исполнительной власти, которые не были заменены», - отмечает соавтор закона Виктор Чумак. Однако фамилий не называет.

Действующие же главы ведомств Кабмина под люстрацию, по словам авторов закона, не попадают – они все пришли на свои места после свержения преступной власти. И никто из них ранее – при Януковиче – в течение одного года подобных постов не занимал.

Так, кое-кто еще из правительства Тимошенко задержался на короткий промежуток времени после избрания и инаугурации Виктора Федоровича в 2010-м (до отправления Верховной Радой в отставку 3 марта). Но не более. Так что их головы «останутся на местах».

Что интересно, нынешнему гаранту Петру Порошенко, который был назначен на пост министра экономического развития и торговли уже непосредственно Януковичем, в будущем тоже будет позволено занимать любые посты. Потому как на своей должности он пробыл «все лишь» 256 дней – с 23 марта до 3 декабря 2012 года. Хотя разница между годом и 256-ю днями, согласитесь, не большая.

Еще один пример «выборочности» люстрации. Нынешний глава СБУ Валентин Наливайченко, согласно закону об очищении власти, тоже, по идее, должен бы был – в случае его подписания президентом – оставить свой пост.

Второе высшее образование он получил в Институте разведки имени Андропова КГБ СССР, что подводит его под четвертую группу лиц, которым «светит» люстрация. Под нормы закона, в случае желания сменить депутатские мандаты на чиновнические посты, мог также попасть, например, Александр Турчинов. Он в свое время был секретарем райкома комсомола, а потом заведующим отделом агитации и пропаганды Днепропетровского облкомитета комсомола.

Однако абсолютно у всех, кто так или иначе подпадает под 2-4-ю категории, есть отличная лазейка, чтобы люстрацию при необходимости пройти.

Эти лица, в случае признания участниками боевых действий АТО, не подлежат безусловному увольнения, а лишь попадают под имущественную проверку. Ее пройти особого труда не составит. Как и получить таким людям, как, например, глава Службы безопасности, статус участника боевых действий на Донбассе.

По словам Леонида Емца, «беркутовцы», которые «прославились» на Майдане, сегодня, побывав на Донбассе, могут получить «амнистию».

«Ми живем в реальном мире и понимаем, что часть из тех «беркутовцев», которые были на Майдане, сегодня защищают Украину на востоке страны, рискую своей жизнью, - отмечает он. – После того, как они четко определились, не пошли к сепаратистам, и воют за нашу страну, их нельзя подводить под люстрацию. По правоохранителям у нас предусмотрена амнистия - в том случае, если они являются участниками боевых действий в АТО. Процедура определена законодательством. Такие люди под люстрацию не попадут».

«Свободовец» Юрий Сыротюк считает, что подобных лазеек в законе осталось достаточно.

«Вычеркнули из перечня нормы на запреты для тех, кто занимал посты в органах власти во времена Кучмы, Януковича-премьер-министра и так далее, - рассказывает он. – Согласно первому законопроекту, который был подан «Свободой», ни нынешний президент, ни нынешний глава Верховной Рады, ни нынешний глава правительства не имели бы никаких шансов эту люстрацию пройти».

Однако депутат советует не зацикливаться на этом, потому как подписание закона и введение его в действие станет стартом процесса очищения.

«Главное, чтобы его подписал президент и не отменил каким-нибудь удивительным решением Конституционный суд, мотивируя тем, что он неконституционный – по форме или по содержанию. Это действительно угроза», - добавил депутат.

В то же время, по словам экспертов, «зацикливаться» как раз и стоит. Потому что документ выписан слишком «под» нынешних правителей.

Юрист и эксперт по вопросам люстрации Валерий Андриевский считает закон фигуративным и отмечает, что предложенные в законе механизмы – это не люстрация, а самая настоящая чистка – в стиле логики советской власти. «Никого из нынешних парламентариев это не коснется. Кого посчитают нужным – почистят, кого нет – оставят», - отметил он.

«Получается так, что все, кто сегодня стоят у власти, под люстрацию не попадают, - согласился с ним директор Агентства моделирования ситуация Виталий Бала. – Потому я считаю, что этот закон больше напоминает предвыборный технологический проект. Люди, на самом деле, хотели очищения власти, но все свелось к тому, что этот закон может стать инструментом для действующей власти в борьбе с оппонентами. И это очень небезопасно».