В Госслужбу интеллектуальной собственности возвращается одиозный ставленник Литвина
24.10.2014 15:33

… но и возможность для случайно не попавших под нее чиновников подобрать себе теплое место среди внезапно освободившихся должностей. Одна из таких должностей – кресло председателя Госслужбы интеллектуальной собственности, которая отвечает в стране за все – от печати лазерных дисков до патентов на изобретения. Нынешний ее глава Николай Ковыня, проработавший два года, попал под чистку как чиновник времен Януковича и будет вынужден уйти. 

Желающих возглавить орган хоть отбавляй. Причем, среди претендентов есть даже и  вполне достойные люди. Но, как стало известно изданию, наиболее близким к назначению на должность нового главы Госслужбы сейчас является Николай Палладий – человек, который возглавлял ведомство при трех президентах Украины  - с 2000 по 2012 годы благодаря близости к одному из столпов всех предыдущих режимов и верному соратнику нынешнего – Владимиру Литвину.

После принятия Радой закона «Об очищении власти», Паладий решил сыграть роль феникса и осуществить свое возвращение на ниву интеллектуальной собственности. Как уверяют злые языки, в одном столичном общественном заведении состоялась его встреча с директором курирующего департамента в Министерства экономического развития и торговли Михаилом Куницким. Именно последний и будет лоббировать кандидатуру Паладия на должность председателя Службы.

Кстати, ВР по существу высказала недоверие Куницкому за развал работы Государственной службы интеллектуальной собственности. Согласно проекту рекомендаций парламентских слушаний, состоявшихся 15 октября,  Кабмину рекомендовано, в частности: рассмотреть причины длительного ненадлежащего состояния нормотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности в сфере интеллектуальной собственности и вопросы ответственности за это должностных лиц определенных центральных органов исполнительной власти.

Между тем, в Государственной службы интеллектуальной собственности Палладия также вовсе не забыли.

Именно Николая Палладия в 2012 году и сменил Николай Ковыня.  Кадровая рокировка состоялась тогда после громкого скандала, на который не смог не отреагировать даже Янукович. Речь идет о «войне», развязанной чиновникам за контроль над институтом Укрпатент  - с маски-шоу и выемкой документов.

Работа с патентами — очень выгодная область деятельности, приносящая Украине миллионные валютные доходы. За них и сцепились тогда чиновники. Как это обычно бывает, в процессе войны компроматов всплыло много интересного. Так, сотрудники Укрпатента написали открытое письмо премьеру Николаю Азарову, где отрыто обвинили Палладия в том, что последний разваливает патентное дело в Украине. То, в чем именно обвиняли  руководителя Госдепартамента интеллектуальной собственности Николая Палладия, весьма примечательно в свете нынешних украино-российских отношений.

Так, вопреки государственным интересам Украины, Палладий активно занимался созданием надгосударственного органа СНГ (со штаб-квартирой в Москве) в области регистрации «евразийских» торговых марок и присоединению к Евразийской патентной конвенции.

«Это сделает невозможным дальнейшее существование Укрпатента, приведет к оттоку из Украины в Российскую Федерацию денежных средств, получаемых за проведение экспертиз и выдачу патентов и свидетельств на объекты интеллектуальной собственности, и уничтожит перспективу получения Укрпатентом статуса Международного поискового органа и Органа международной предварительной экспертизы», — говорилось тогда в писме, подписанном председателем профсоюзного комитета Укрпатента Еленой Левичевой.

Азаров признал правоту сотрудников Укрпатента и потребовал от Министерства образования, науки, молодежи и спорта, которому тогда был подчинен Госдепартамент интеллектуальной собственности (так тогда называлась госслужба), обеспечить нормальную работу патентного органа.

Именно после этого скандала Виктор Янукович и отправил Николая Паладия в отставку. При этом, как писала тогда пресса, у чиновника были и другие веские причины уйти «по собственному». В частности, по данным источников «Экономической правды», речь шла о банальной коррупции.

Сообщалось, что глава госдепартамента пытался пристроить в патентное дело некую израильскую фирму. Она занималась бы продвижением иностранных патентов на территории Украины и наоборот — оформляла бы патенты на украинские открытия и изобретения в других странах. Располагалась бы эта фирма на площадях Укрпатента и по сути являлась бы посредником между Украиной и международными патентными организациями. И финансовые потоки отныне шли бы через эту частную фирму, а не через отечественную госструктуру. Тогда Палладий этого сделать не успел. Но новая власть почему-то решила дать чиновнику еще один шанс.

Назначение человека с подобным прошлым можно было бы понять, если бы речь шла о незаменимом мега-профессионале. Однако, после 12 лет пребывания у руля такого наукоемкого ведомства господина Палладия можно с уверенностью констатировать: в Украине отсутствует какая-либо стратегия развития государственной системы интеллектуальной собственности, не сформулированы цели и задачи на среднюю, а тем более и дальную перспективу.

Причем такую оценку работе чиновника дают не только отечественные специалисты. В 2010 году правительство США начало мониторинг состояния защиты прав интеллектуальной собственности. По его результатам правительством США было принято решение начать расследование относительно Украины и был согласован план взаимодействия на 2010-2012 годы. Но, до 2012 года ни единого пункта Украиной не было выполнено, о чем и было сообщено на слушаниях в Вашингтоне в сентябре 2012 года. Следствием этого, в конце апреля 2013 года мы стали еще раз пиратом №1 по версии рейтинга защиты прав интеллектуальной собственности «Список 301». Американцы признали, что Украина сделала лишь «минимальный прогресс» в выполнении принятого плана действий по борьбе с пиратской продукцией и контрафактом, а в некоторых случаях даже состоялся регресс.

Почему так произошло, знает отечественное Контрольно-ревизионное управление. По его данным, во времена Палладия департамент ежегодно зарабатывал от 50 до 200 миллионов гривен. Эти деньги должны были идти на развитие отрасли, но шли на совершенно другие вещи. К примеру, по данным КРУ, в 2003 году Госдепартамент потратил 3,5 миллиона гривен на ремонт своих кабинетов. Палладию было некомфортно защищать  интеллектуальную собственность без мраморного пола, навесного потолка с модерным освещением и электронных табло.

Часть же денег банально выводилась на коммерческие структуры. В 2012 бюро журналистских расследований «Свидомо» обнародовало одну из таких схем.  Согласно ей Госдепартамент платил деньги фирме, контролируемой дочерью Палладия - Евгенией Бачиш. Она обеспечивала юридическое сопровождение Госдепартамента за «скромные» 2,5 млн гривен.

Не гнушался Палладий даже грабежом. В 2008 году он через филиал все того же Укрпатента, как биржу изобретений, провел «отбор» интересных изобретений отечественных изобретателей  и…. продал их заграницу. При этом авторы изобретений ничего не получили. Но сам Николай Васильевич смог обустроить себе уютную дачу в закрытом коттеджном городке Конча-Заспа, которой позавидовал бы успешный банкир.

Таких историй у КРУ и журналистов в те времена было предостаточно. Впрочем, почему чиновник не сел в 2012 году – понятно. Система, выстроенная Януковичем, не сдавала «своих», даже если они теряли голову от жадности и безнаказанности. Непонятно другое - почему кадр, от которого отказался даже Янукович, оказался востребован новой честной властью? Ведь закон про люстрацию писался явно не для того, чтобы обеспечить теплыми местами скучающих коррупционеров из прошлого.