Большой куш Евромайдана
21.11.2014 10:42

Пока родственники простых украинских граждан, погибших в Киеве во время февральских событий этого года, довольствуются пособиями из обесцененных гривень, непростые украинские граждане, отправлявшие защитников Майдана на верную смерть, оперируют доходами совершенно иного порядка.

Первая годовщина второго Майдана вполне предсказуемо стала для власти удобнейшим информационным поводом заявить о том, что никто не забыт и ничто не забыто. Президент Петр Порошенко учредил рыцарский орден «Героев Небесной сотни». Глава Минсоцполитики Людмила Денисова отчиталась об объемах материальной помощи, пособий и выплат семьям погибших во время «Революции достоинства», а также выжившим, но тяжело пострадавшим активистам. А свежевыбранные народные депутаты внесли в проект коалиционного соглашения клятвенное обещание завершить расследование расстрела на Институтской, беспощадно наказав всех виновных.

Пока же одни пересчитывают компенсационные гривни, подешевевшие за год в два раза, другие крутят в пиджаках дырки под юбилейные награды, а третьи прикидывают, кого из политических и бизнес-недругов, пользуясь люстрационной истерией, можно засунуть в «расстрельные» списки, у персон покрупнее имеется и более веская причина хорошо выпить и закусить. Потому что джек-пот, сорванный ими в результате событий, закрученных 21 ноября 2013 года, не идет ни в какое сравнение с вышеперечисленными утешительными призами.

К примеру, в отличие от «беркутовцев», которых неугомонные следователи целыми взводами записывают в палачи Майдана, народный депутат Сергей Пашинский никакого дискомфорта и стремления удариться в бега не испытывает. Как упорно не горят желанием отечественные прокуроры поговорить с ним о знаменитой винтовке с глушителем, которую 18 февраля Пашинский, вопреки требованиям майданных активистов, помог увезти с Институтской некоему молодому человеку, незадолго до этого приветственно махавшему милиционерам, стоявшим в цепи.

Нет к господину Пашинскому вопросов и у борцов с коррупцией – несмотря на то, что совсем вскоре после своего назначения и.о. главы Администрации президента Украины он принял активное участие в рейдерском захвате кондитерского предприятия «Житомирские сладости». На фоне чего рыбалка в Национальном природном парке Нижнесульский, куда Пашинский прибыл на вертолете своих друзей-бизнесменов, запрещенное законом совмещение должностей (руководство АП и депутатский мандат) или «домик» стоимостью в $1,5 млн. в коттеджном городке «Хутор Ясный» выглядят мелочевкой.

Может, у охотников за экономическими преступниками из окружения беглого Януковича просто не было времени повнимательнее присмотреться к соратникам. А может потому, что уполномоченным Кабмина по вопросам антикоррупционной политики Сергей Пашинский пристроил тогда свою старую подругу Татьяну Черновол. Или же потому, что сам он, после ухода из президентской Администрации и незадолго до досрочных парламентских выборов, вместе с Турчиновым предусмотрительно предал Тимошенко, перебежав к более перспективному Яценюку.

А пока Сергей Пашинский готовится к дебюту в качестве депутата от «Народного фронта», другой герой Евромайдана (и еще один перебежчик из «Батькивщины») Степан Кубив обживается во фракции Блока Петра Порошенко.

В отличие от Пашинского, курировавшего во время уличных беспорядков силовые акции, «народный завхоз» сгоревшего Дома Профсоюзов Кубив занимался обеспечением жизнедеятельности Майдана – кормил, поил и обувал его защитников, пропуская через свои чистые руки миллионы гривень собранных пожертвований. Как застенчиво поведал этот всеукраинский кормилец журналисту УП Сергею Лещенко в декабре 2013 года, за один из дней ему удалось накормить аж 110 000 человек! О том же, сколько никем не учтенных продуктов и медикаментов из «гуманитарки» он вместе комендантом всея Майдана Андреем Парубием заодно пропустил через «свои» аптеки и магазины, Степан Кубив предпочел не распространяться.

До сих пор не возникает у Кубива потребности рассказать и о том, как сразу после своего назначения председателем Нацбанка он запустил процесс обвала национальной валюты, последствия которого к нынешнему ноябрю уже коснулись каждой украинской семьи.

А все начиналось красиво: в рамках государственной программы, направленной на поддержку отечественного банковского сектора, жестоко пострадавшего от финансового кризиса, было затеяно масштабное рефинансирование - выделение банкам средств для нивелирования потерь и избавления от угрозы банкротства, вызванных оттоком вкладов населения.

Первый спасительный транш в 4 млрд. грн. получили старые приятели Кубива Олег Бахматюк (банки VAB и «Финансовая инициатива») и Николай Лагун («Дельта-банк»), отдав благодетелю за «право первой ночи» 25% комиссионных (около 1 млрд. грн.). В качестве бонуса нежадный председатель НБУ поделился с ними инсайдерской информацией о скором выполнении требования МВФ отпустить курс гривни в свободное плавание.

После получения таких бесценных сведений приятели-банкиры немедленно пустили полученные средства на скупку долларов. Вскоре к ним присоединились и другие коммерческие банки, участвовавшие в программе рефинансирования – особенно здесь преуспел «Приватбанк» Коломойского, с благословения Кубива к середине июня получивший 20,188 млрд. грн. из 101,279 млрд. грн., выделенных Нацбанком (больший пай достался только государственному «Ощадбанку»).

Понятно, что игры на курсах валют, затеянные банкирами, тут же превратили постепенный рост доллара в стремительный взлет. Всего за пару недель его курс побил все мыслимые рекорды, накрепко застряв у отметки в 12 грн/$1 (рост почти 50%). Покупательская способность большинства населения, в свою очередь, упала до плинтуса, цены на импортируемые товары (и в первую очередь – лекарства) выросли в 1,5-2 раза, а рынок недвижимости оказался практически парализован. При этом Нацбанк – главный финансовый регулятор - фактически самоустранился от участия в процессе, ограничиваясь заявлениями о неизбежности ввода «плавающего» курса гривни и показательными порками второстепенных банков за спекуляции на валютном рынке.

Как поговаривают осведомленные сотрудники НБУ, активное участие в чехарде со скупкой/продажей доллара принимал тогда и их руководитель, пускавший на это увлекательное занятие полученные от банкиров откаты. И небезуспешно – роскошная квартира в Ницце появилась у него как раз в тот период.

В начале лета майданные активисты требовали возбудить против Кубива уголовное дело, справедливо обвиняя его в катастрофическом обесценивании национальной валюты. 18 июня Петр Порошенко отправил Степан Кубива в отставку, а в июле в СМИ появились сообщения, что против экс-главы НБУ Генпрокуратурой возбуждено уголовное дело по статье о злоупотреблении служебным положением. Однако официального подтверждения эта информация так и не получила.

И, видимо, не случайно: впереди маячили парламентские выборы, а затеявшему их президенту были нужны союзники и спонсоры. По этим ли, либо по иным, менее известным причинам, но Кубив вместо СИЗО под скромным номером 59 списка БПП попал в Верховную Раду. Где теперь, надо полагать, будет сурово спрашивать со своей сменщицы на посту главы НБУ Валерии Гонтаревой за плачевное состояние нацвалюты, попутно давая мудрые советы относительно того, как стабилизировать ситуацию в финансовой сфере.

…Ну а 21 ноября кубивы, пашинские и еще тысячи персонажей калибром покрупнее и помельче будут возлагать венки, со слезами на глазах вспоминать былое и обещать справедливость для всех и счастье для каждого близким тех, чьи фотографии в черных рамках в этот день снова появятся на Майдане. Чтобы уже завтра вернуться к своим повседневным заботам, не имеющим ничего общего с теми благоглупостями, которые они лепетали под объективы телекамер.

Таков непреложный закон революционного жанра: пока одни играют с судьбой в «русскую рулетку», другие крутят беспроигрышную лотерею. И ставь ты хоть на красное, хоть на черное и даже на зеро, в полном шоколаде останутся только те, кто заказывает музыку…