В. Портников. Путин ускоряет процесс краха собственного режима
18.12.2014 11:20

Какими будут действия Владимира Путина на фоне ухудшающейся экономической ситуации в его собственной стране, продолжающегося падения рубля, обвала нефтяных цен и сохраняющихся санкций? Пойдет ли Путин в наступление или, напротив, начнет сворачивать свой новороссийский проект в надежде примириться с Западом?

На самом деле, на эти вопросы не просто нет ответов — ответ не имеет значения. И дело не в том, что у российского руководства нет стратегического плана действий, а в том, что Путин скорее реагирует, чем выстраивает ситуацию. Путин уже не способен правильно оценить происходящее. Он совершает ошибки, нередко роковые для окружающих, но никогда не приводящие к успеху.

Именно Путин требовал от Януковича жесткости в отношении к Майдану. В результате его требования привели к краху криминального режима. Путин был убежден, что диверсанты в Донецке помогут разжечь восстание по всей Восточной Украине.

В результате мы стали свидетелями небывалого единения центра, запада и востока в противостоянии шовинистической заразе. Путин не сомневается, что оккупированные территории — рычаг для удержания Украины.

А в результате освобождает нас от балласта, фактически ликвидируя неповоротливую советскую индустрию Донбасса и рассредоточивая население, которому все равно нечего было бы делать в местах проживания в случае проведения реформ. Путин за эти месяцы сделал за нас столько, сколько мы не сделали бы и за 20 лет. Возникает вопрос — а почему?

А потому, что Путин — не мумия и не компьютер, а живой человек, работающий с такими же живыми людьми. Людьми, как правило, ограниченными и малообразованными. И уже ясно — это новость даже не 2014‑го, а 2004 года — что никакой разницы между Украиной и Россией и между менталитетом людей, живущих в этих двух странах, Путин и его окружение заметить просто неспособны.

Для россиян вопрос территориальной целостности — это святое. Россия цепляется за маленькие необжитые Курилы, обрекая на маргинализацию и запустение весь Дальний Восток. Россия не захотела даже искать механизм развода с Чечней. Хотя самому неискушенному в политике человеку ясно, что пребывание Чечни в составе РФ — прямой путь к краху российской государственности в нынешнем виде, обострению межнациональных противоречий, усилению авторитаризма и геронтократии.

Чечня «привязала» к себе всю Россию, и Путин верит, что таким же образом Донбасс может «привязать» к себе всю Украину. Однако это непросто потому, что украинцы воспринимают собственную государственность не так, как россияне.

Именно поэтому отделение Крыма стало прежде всего проблемой Крыма, в одночасье превратившегося из полуострова в остров и все равно зависящего от Украины, а не от России. А отделение Донбасса — это проблема самого Донбасса. И что бы там ни захватывал Путин, он создаст проблемы только захваченным территориям, а не нашей стране.

Россиянину этого никогда не понять. Даже многим воспитанным в советских традициях украинцам этого никогда не понять. И тем не менее это не работает. И ничто, что придумал бы Путин, не будет работать. Потому что он создает рецепты для мира, которого не существует в реальности, мира, в котором мы не живем. Уже не живем.

У Путина есть одна главная задача, с которой он великолепно справляется — самим фактом своего существования, своими нелепыми решениями, своим фантасмагорическим представлением о мире — доказывать, что договориться с ним невозможно. Это доказательство необходимо для краха российской экономики и начала настоящего кризиса в России. А этот кризис необходим как воздух и нам, и России.

Нам — потому что избавит от агрессивного непредсказуемого соседа с его средневековыми амбициями и дикарскими замашками. России — потому что только гибель ее экономики, очевидная для каждого гражданина этой маргинальной страны, так и не ставшей настоящим государством за время после краха СССР, поможет перейти к переформатированию самой российской государственности и появлению на месте нынешнего уродливого режима настоящей управленческой структуры, децентрализованной и предоставляющей регионам и народам России максимальные права и возможности.

Без такого переформатирования Россия обречена на десятилетия упадка, войн, конфликтов, террористических актов и техногенных катастроф, опасных как для ее жителей, так и для соседей этой страны.

Именно поэтому Путин, уже выполнивший роль ускорителя процесса созревания современной украинской политической нации, сейчас играет роль ускорителя процесса краха собственного режима и начала перемен в самой России.

Без него мы бы не справились.