Нефтяные деньги кончились. Пора платить по счетам
26.12.2014 09:02

С 2008 года и по конец 2013-го мировая политика находилась в состоянии затишья. Это позволило экономическим гигантам – США, ЕС, Китаю, Индии, России, Бразилии и Японии – сосредоточить внимание на восстановлении своих экономик после кризиса. Но, похоже, отдых от геополитической нестабильности окончен.

В последний раз, когда мир переживал такое глубокое и длительное падение цен на нефть – в период с 1986 по 1999 год – это привело к серьезным политическим последствиям для стран, зависимых от нефти, и тех, кто полагался на их силу.

 Советский союз распался, в Иране был избран президент-реформатор, Ирак вторгся в Кувейт, а Ясир Арафат, лишившись своих советских союзников и арабских банкиров, был вынужден признать Израиль. Конечно, на эти события повлияли и другие факторы. Но в каждом из случаев значительное падение прямых и непрямых доходов от нефти сыграло большую роль.

Если нынешний тренд продолжится, вскоре нас ждет немало сюрпризов. Некоторые из них даже будут приятными. Решение Кубы и Америки зарыть топор войны, было принято во многом из-за того, что Гавана опасалась потери 100,000 баррелей субсидированной нефти в день, которые ей сейчас поставляет Венесуэла.

А вот другие сюрпризы могут быть весьма дестабилизирующими. Современный мир более взаимосвязан и взаимозависим, чем во время прошлого падения цен на нефть, который случился до эпохи интернета. И сегодня в мире действуют гораздо больше игроков – государств, личностей и даже хакеров, которые могут дестабилизировать при помощи кибероружия не только компании, но и целые страны - вспомните случай с Северной Кореей и компанией Sony.

Когда я слышу, как президент РФ Владимир Путин хвастается, что падение цен на нефть ничто для стойких россиян, мол, во время Второй мировой они пережили вещи и похуже, мне хочется сказать: «Господин Путин, это было до образования городского среднего класса в России, который вы помогли построить с нефтяных и газовых доходов».

Огромное количество современных россиян привыкли путешествовать, иметь собственные автомобили (вспомните, какие в Москве пробки), потреблять западные товары и наблюдать за тем, как живет остальной мир.

Давайте посмотрим, насколько стойкими они окажутся теперь. Financial Times цитируют экс-министра финансов России Алексей Кудрина, заявившего, что Россию ждет падение стандартов жизни и это будет болезненно, а протестная активность возрастет.

Западные санкции против путинских банков наряду с внезапным резким падением цен на нефть и бегством капитала (спровоцированного теми же санкциями), привели к тому, что в РФ наблюдается опасный разрыв между финансами, поступающими в ее экономику, и суммами, которые она выводит за границу для уплаты долгов и покупки импортных товаров. Путин не может решить эту проблему, если Запад не согласится снять санкции, но для этого ему потребуется прекратить вторжение в Украину и вернуть ей Крым.

Если Путин признает, что его украинская авантюра была ошибкой, он будет выглядеть донельзя глупо. Кроме того, его могут взять на ножи в самом Кремле. Если он не отступит, россиянам придется за это расплачиваться. В любом случае, страну и весь мир ждут огромные экономические потрясения.

Вспомните: экономический крах России в 1998 году, также спровоцированный низкими ценами на нефть и объявленным РФ мораторием на выплату внешних обязательств, утопил гигантский хедж-фонд Long-Term Capital Management в США и привел к кризису на Уолл-Стрит.

Продолжительное снижение цен на нефть также повлияет на Алжир, Иран и страны Персидского залива, умирающие режимы которых пользовались высокими ценами на нефть, чтобы повысить зарплаты и убедить своих людей не принимать участия в Арабской весне.

Египетскому правительству также нужны нефтяные доллары, чтобы справиться с кризисом. Немного позитива: ИГИЛ, который живет контрабандой нефти, ждет невероятно скорый крах.

В то же время турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган, который становится все более авторитарным и уже начал травлю внутренних оппонентов, очевидно, стремится к титулу Путина-младшего. Трагической фигурой Эрдогана делает то, что он сыграл серьезную роль в восстановлении экономики Турции.

Но сегодня, по данным Financial Times, Турция нуждается в $200 млрд зарубежного финансирования – это больше четверти ВВП страны – чтобы сохранить нынешние показатели роста. Денег от России и Арабских стран станет намного меньше, а благодаря критике Эрдогана европейцами (одними из основных инвесторов) турецкая лира начала дешеветь по отношению к доллару.

Высокие цены на нефть прикрывали многие грешки, а порождали еще больше. Если спад окажется длительным, многим политическим лидерам придется заплатить за свои безумные авантюры.

Автор: Американский журналист, трёхкратный лауреат Пулитцеровской премии Томас Фридман

Оригинал: NY Times