Кого спугнул Кабмин?
17.02.2015 10:15

Вооруженный конфликт на Донбассе обесценивает украинские активы. Но, чтобы пополнить дефицитный госбюджет, Кабмин вряд ли откажется от продажи госсобственности. Тепловая генерация – среди фаворитов будущих торгов.

 «Мы готовы пересмотреть все незаконные сделки, но всегда учитываем, что многие хотят передела собственности. Так это было в украинской истории 10 лет назад. Я намерен действовать строго в рамках закона, то есть совместно с прокуратурой, с независимыми судами, которые еще предстоит создать… Мы хотим и уже расследуем все противозаконные действия», – заявил премьер‑министр Арсений Яценюк в интервью Deutsche Welle во время январского визита в Германию.

Заявление Яценюка услышал губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский, совладелец группы «Приват», и решил действовать. Близкая «Привату» инвесткомпания «Бизнес-Инвест» 12 января подала иск в Хозяйственный суд Киева, в котором просит признать недействительной продажу на приватизационном конкурсе в 2011 году 45,1% акций энерго­генерирующей компании «Западэнерго», купленных ДТЭК.

Тогда Ахметов сумел сконцентрировать 72,2% акций генерирующей компании и стал контролировать Бурштынскую ТЭС, которую эксплуатирует «Западэнерго». Это единственная в Украине ТЭС, обладающая техническими возможностями для экспорта электроэнергии в Евросоюз.

«Во время проведения так называемого конкурса по продаже акций «Западэнерго» никакой конкуренции не было. Компания, которая стала победителем, была известна заранее»,  – утверждают в «Бизнес-Инвесте». В ДТЭК не согласны с этим заявлением и намерены отстаивать свои права на «Западэнерго» в суде.

Такой резонансный конфликт, спровоцированный заявлением Яценюка, рискует оставить Украину без инвестиций. Очевидно, это осознали в команде премьер-министра и поэтому решили скорректировать его цитату в упомянутом интервью Deutsche Welle на официальном сайте правительства. Спустя несколько дней после публикации в нем было удалено упоминание о переделе собственности, а на его месте появилось многоточие в скобках.

Все по плану

Правительство Арсения Яценюка, утвердив заведомо нереалистичный план поступлений в госбюджет от приватизации в 2015 году  – 17 млрд гривен, продолжило традицию предшественников. Такой же доход был запланирован на 2014‑й, но осенью задание было сокращено почти в 47 раз, до 363 млн.

В итоге план даже перевыполнили  – поступления от приватизации достигли 466 млн гривен. В 2015‑м надежды на такие доходы от продажи госсобственности рискуют не оправдаться.

«Ничего в краткосрочной перспективе мы приватизировать не собираемся»,  – заявил министр экономического развития и торговли Украины Айварас Абромавичус, представляя 15 января в Верховной Раде законопроект об исключении 1251 предприятия из списка объектов, приватизация которых сейчас запрещена.

Среди них есть весьма привлекательные  – «Укрспирт», морские порты, предприятия аграрного сектора и машиностроения. Парламент вернул Кабмину документ на доработку.

И все же от распродажи гос­имущества правительство не отказывается. С конца прошлого года остается открытым вопрос о проведении аукционов (анонс уже привлек внимание инвесторов). Прежде всего речь идет о продаже 5% Одесского припортового завода (частью его имущества является аммиакопровод  – единственный маршрут поставок аммиака на рынки ЕС для производителей из Украины и России).

Еще на торги планируется выставить блокирующие пакеты (25%+1 акция) нескольких компаний тепловой генерации: «Днепроэнерго», «Западэнерго», «Киевэнерго» (их контролирует ДТЭК Рината Ахметова), «Донбасс­энерго» (контролирует «Энергоинвест Холдинг» Игоря Гуменюка)  – а также 78% акций «Центрэнерго».

Украинское антимонопольное законодательство, признанное одним из лучших в Европе, не помешало Ахметову сконцентрировать в своих руках ключевые объекты тепловой генерации в стране и стать монополистом. Поэтому владелец ДТЭК считается наиболее заинтересованным в приобретении «Центрэнерго».

Денис Саква, старший аналитик инвесткомпании Dragon Capital, называет «Центрэнерго» одним из самых привлекательных объектов для приватизации. Это единственное из четырех предприятий украинской тепловой электроэнергетики, оставшееся в госсобственности.

О его реальной стоимости сейчас говорить сложно, считает глава аналитического департамента инвесткомпании Eavex Capital Дмитрий Чурин. В 2012 году председатель ФГИ Александр Рябченко рассчитывал выручить за «Центрэнерго» и «Донбассэнерго» не менее 2–2,5 млрд гривен. В августе 2013 года 60,8% акций «Донбассэнерго» были проданы за 718,9 млн гривен.

«Пока идут военные действия, украинские активы стоят минимум вдвое меньше, чем могли бы. Поэтому, скорее всего, приватизационные конкурсы отложат на конец 2015 года. За короткий срок Фонду госимущества будет сложно выполнить план по продаже»,  – прогнозирует Саква.

Новые лица на старой сцене

О своей заинтересованности в покупке «Центрэнерго» заявила малоизвестная компания «Энергетические ресурсы Украины» (ЭРУ). Ее создали Андрей Фаворов и Алена Семыкина. Оба до этого работали в ДТЭК. Среди мажоритарных акционеров ЭРУ фигурирует также Дейл Перри, бывший вице‑президент компании AES (США), которая владела в Украине «Киевоблэнерго» и «Ровнооблэнерго».

В 2013 году AES продала свои активы в Украине холдингу VS Energy, который на рынке связывают с депутатом Госдумы РФ Александром Бабаковым, бывшим харьковчанином, президентом футбольного клуба ЦСКА (Москва) Евгением Гинером и российским предпринимателем Михаилом Воеводиным. В AES уход из Украины пояснили тем, что наш рынок не соответствует стратегии развития компании.

Фаворов и Семыкина утверждают, что к ДТЭК больше отношения не имеют и ведут собственный бизнес. Их основной партнер  – крупнейшая международная компания GDF SUEZ.

Вместе они уже пытались на аукционе 18 декабря прошлого года купить право на экспорт электроэнергии в 2015-м, но безуспешно. Все мощности достались ДТЭК. Зато благодаря конкуренции цена четырех лотов на торгах, в которых также принимало участие «Донбассэнерго», возросла в 25,6 раза, до 17,394 млн гривен.

«Мы заинтересованы участвовать в приватизации «Центрэнерго», продажа которого уже анонсирована Кабмином и находится в фокусе внимания международных финансовых институтов. Но мы ждем окончательного решения правительства. Считаем, что это один из ключевых показательных проектов, который продемонстрирует, готова ли страна к прозрачной приватизации и привлечению западных инвестиций»,  – говорит Фаворов.

Но в нынешних украинских условиях полноценный конкурентный рынок в энергетике невозможен. Успех бизнеса зависит от возможностей его владельцев лоббировать свои интересы в правительстве и других центральных органах власти.

Ведь тариф на поставку электроэнергии, которую производит генерация, для каждого производителя устанавливает Нацкомиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ).

Экс‑министр жилищно‑коммунального хозяйства Алексей Кучеренко, у которого также был газовый бизнес, обращает внимание на политический аспект управления и владения энергообъектами в Украине.

«Это рубильник, который в нужный владельцу момент может быть включен либо выключен. И такое включение и выключение может быть соответствующим образом аргументировано. А это уже большая политика»,  – говорит он.

Поэтому планы, о которых рассказывает Фаворов, без давно объявленной реформы энергорынка рискуют остаться нереализованными. Или же западные инвесторы должны будут принять украинские правила, которые подразумевают личные договоренности с чиновниками. Однако позиции Ахметова как повелителя украинской электроэнергетики могут пошатнуться. Кстати, в ДТЭК отрицают планы участия в покупке «Центрэнерго».