Последний аргумент Кремля: Как РФ играет против США
21.05.2015 07:00

Во всем виноваты Соединенные Штаты. Коварному Вашингтону в Европе мало самого лишь НАТО – в его планах «забрать в зону своего тотального влияния весь континент». Можно было думать, что эти слова – не более чем эхо, отголоски старой советской риторики периода очередного «нагрева» в целом «холодной» войны между СССР и США. Но нет, их можно прочесть в свежей «Российской газете», и принадлежат они спикеру российской Государственной думы Нарышкину.

 Господин спикер увещевает: «искусственно созданный и эскалированный извне украинский кризис – часть великого и давнего плана США - оттеснить Россию с ее традиционного геополитического и торгово-экономического пространства и занять ее место».

Именно такими залпами совкового агитпропа российский политикум отмечает небольшой сдвиг в диалоге Москвы и Вашингтона, практически прервавшемся со времен аннексии Крыма и начала военно-диверсионного противостояния на украинском Донбассе. Все закономерно – враг остается врагом всегда, даже когда сидит с тобой за столом переговоров. Даже если сам враг – иллюзорен.

Соединенные Штаты обратились к РФ именно сейчас неспроста – в июне страны ЕС будут поднимать вопрос о продлении санкций, введенных против Кремля за попытку «спасти братский народ» от «фашистской угрозы», что в переводе для всего цивилизованного мира означает не более чем одностороннюю, самовольную, а потому возмутительную попытку силовыми методами скрыть несостоятельность собственной внешней политики, которая оказалась более чем провальной именно в регионе «традиционного геополитического и торгово-экономического пространства».

Миссия Вашингтона на данном этапе – вовремя повлиять на процесс продления режима санкций, как минимум до конца года, не дав конфликту на востоке Украины вспыхнуть с новой силой. Задача Москвы сводится к тому, чтобы использовать текущий диалог для того, чтобы максимально «продавить» свои интересы как в Восточной Европе, так и в других регионах мира. Но только РФ подходит к решению своих задач с позиций осажденной врагами крепости «правдоборцев».

Вместо того, чтобы признать, что подавляющее большинство политических, экономических, оборонных и других российских инициатив, в силу заложенной в них надменности и ложного превосходства над всеми остальными странами региона, наталкивались на сопротивление большинства из них, Москва назначила «главного виновника». В силу все той же исторически-идеологической инерции им стал Вашингтон.

Этой же пеленой всемирного «англо-саксонского заговора» Россия пытается прикрыть свою связанную с Украиной патовую ситуацию во внешней политике. На этот раз Нарышкину помогает глава российского МИДа Лавров, убеждающий всех, кто готов слушать, в том, что, дескать, РФ, как и США, поддерживает полное всестороннее выполнение Минских договоренностей.

Но и здесь не обошлось без традиционных американских козней – вероломный Вашингтон трактует эти договоренности по-своему. Не стоит говорить, что цель у этой «особой» трактовки одна – навредить интересам Москвы.

В ответ российский МИД занялся ядерным шантажом. Теперь к традиционному «накачиванию» Крыма тактическим ядерным оружием и средствами доставки, Кремль добавил новый аргумент – наращивание ядерного арсенала.

По словам директора департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД РФ Михаила Ульянова, «действия США при определенных обстоятельствах могут подтолкнуть Россию к тому, что она начнет наращивать арсеналы ядерного оружия».

Проблема даже не в том, что современная гонка ядерных вооружений сводится не к суммарному количеству развернутых ядерных боезарядов страны. Главная конкуренция на этом направлении – эволюция самих боеприпасов и средств их доставки.

Проблема в том, что Соединенные Штаты строят свою аргументацию, опираясь на стратегический уровень – именно на это рассчитана их новая система ПРО. Тогда как Россия никак не может вырваться из замкнутого круга уровня тактического.

Кремль не должен забывать одну простую истину: можно иметь множество ядерных боеголовок (у РФ их в развернутом состоянии сейчас 3,9 тысяч). Но если при этом не иметь возможности использовать их (или угрожать их использованием) так, чтобы при этом решать задачи стратегического и тактического характера, достигая поставленных на этих уровнях политических, экономических, военных целей, весь этот арсенал из изящного инструмента политики превращается в дорогую и опасную обузу.

Обуза эта, к тому же, имеет еще одно неприятное свойство – искажать видение мира политическому и отчасти военному руководству страны, внушая ложное чувство превосходства и излишней гордыни, что, как показывает история, чревато грандиозными и не самыми приятными политическими последствиями.

Тарас Жовтенко, эксперт по проблемам национальной безопасности