Мэра Торецка «закрыли» в СИЗО за сепаратизм. Взялись за его команду (Список)
18.08.2016 11:40

17 августа топ-новостью стало вручение мэру города Торецка (ранее – Дзержинск) Владимиру Слепцову уведомления о подозрении в совершении уголовных преступлений, связанных с сепаратизмом. Ему вменяются ч.1 ст.258-3 «участие в террористической группе или террористической организации» и ч.2 ст.110 «посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины» Уголовного кодекса Украины. Статьи предусматривают до 15 лет тюрьмы. То, о чем уже два года кричат общественники, журналисты, политики, наконец-то возымело реальное действие.

«Следствием установлено, что мэр указанного города связан с организацией и проведением на территории г. Торецка незаконного референдума об объявлении государственной самостоятельности террористической организации "ДНР". Подозреваемый чиновник 15 апреля 2014 председательствовал на заседании сессии городского совета и вносил в повестку дня вопрос о назначении незаконного референдума в г. Торецке. Кроме мэра и депутатов, участие в сессии принимали представители террористической организации "ДНР", которые призвали признать псевдореспублику и незаконно сняли и вынесли из сессионного зала флаг Украины», – уточняется в сообщении прокуратуры Донецкой области.

Торецк – не Украина?

Торецк находится на подконтрольной территории Донецкой области, на линии разграничения. В этом плане он похож на все подобные городки – Авдеевку, Марьинку, Красногоровку и пр. То есть постоянные обстрелы, диверсии, и люди полные страха не за будущее, а за настоящее.

От других таких же населенных пунктов Торецк отличает одно – после двух лет со дня его освобождения от боевиков «ДНР» (21 июля 2014 года), город ни на йоту не приблизился к Украине. Здесь до сих пор в большинстве своем прославляют «ЛДНР», клянут «хунту», ждут прихода войск соседа-агрессора и смотрят российские телеканалы. Местные активисты прямо говорят: это все стало возможным из-за сепаратистких взглядов городского головы Владимира Слепцова, который вот уже 18 лет мэрства задает тон, как своему окружению, так и всему городу.

Около года Слепцов отказывался устанавливать у себя в кабинете портрет Президента Украины (вместо него висел портрет Тараса Шевченко). Флаг Украины на здании мэрии появился тоже недавно. Мэр не только не участвовал, но и всячески препятствовал проведению в городе патриотических мероприятий. (см. «Хроники недоосвобожденного города»). Об этом открыто говорила секретарь Новгородского поселкового совета (пгт Новгородское, входит в состав Торецка) Татьяна Красько на расширенном собрании с участием губернатора области Павла Жебривского 13 июля: «Наши молодежные организации, патриотические организации просто вытравливают из города… В прошлом году в подготовке митинга к первой годовщине освобождения Торецка от боевиков городская власть участие не принимала, а наоборот – всеми силами препятствовала. Все организовано было силами общественников. Мы, проукраински настроенные жители, до сих пор боимся выходить на улицы. Вот мы организовывали мероприятия ко второй годовщине освобождения Торецка. И я сразу сказала – я как житель Новгородска на митинг приду, но я не могу позвать с собой из односельчан, потому что не могу гарантировать – что не пригонят шахтеров, и те просто не изобьют нас. И это сегодняшняя наша реальность. Ко мне люди приходят и говорят: мы бы вышли на митинг, но мы боимся – потому что власть в городе не украинская. Не украинская!»

На протяжении двух лет активисты писали заявления в СБУ, в прокуратуру, неоднократно обращались к губернатору по поводу активного участия Слепцова в подготовке псевдореферендума 11 мая 2014 года, организации митингов сепаратистов с резолюцией в виде «обращения народа к киевской хунте», материальной поддержке боевиков на блокпостах «ДНР». И не просто заявления, а предоставляли видеодоказательства периода «русской весны», где мэр с трибуны зачитывал разрешения о проведении «референдума» и рассказывал о роли власти в обеспечении продовольствием и ГМС «наших ребят на блокпостах». (см. «Дзержинск. Непотопляемый сепаратизм»). Но все обращения были тщетны. Трогать Слепцова было нельзя – не было указаний сверху.

«Наш мэр – это как животное хамелеон. Он меняет свой окрас в связи с внешней политической ситуацией. У власти коммунисты – он коммунист, потом "оранжевые" – он "оранжевый", "Партия регионов" – он у нас "бело-голубой". И так можно проверить по всем годам. А теперь он якобы проукраинский. Хотя есть и вот такая информация. Слепцов до своего мэрства был здесь начальником милиции, начальником следствия, поэтому связи в этих структурах у него есть. Первый экс-заместитель министра Авакова выдал ему такую справку, что во время "русской весны" относительно пророссийской поддержки и высказываний мэра… оказывается, он был Штирлицем, засланным в "ДНР", и теперь мэр этим прикрывается», – рассказал торецкий активист Олег Василенко.

И крышевание мэра привело к тому, что 5 июля 2016 года освобожденный два года назад Торецк прогремел на всю страну как «город сепаратистов». Накануне вечером здесь прошел митинг местных жителей, которые перекрыли дорогу украинским военным и требовали «убираться из города». «Мной был дан приказ разблокировать дорогу и задержать активных участников, что и было сделано сотрудниками полиции Торецка. Жаль, что городской голова находился в стороне, как сторонний наблюдатель. Вместо общения с жителями громады предпочел занять позицию "постою, понаблюдаю, куда выплывет"», – писал в те дни на своей странице в соцсети глава ГУ Нацполиции в Донецкой области Вячеслав Аброськин.

И позже Аброськин добавил: «Исподтишка и подло действует Торецкая местная власть. Там, где нужна помощь и поддержка нашим военным, они "привлекают" лояльные к ним общественные организации ветеранов и выдают обращения о поддержке местной власти, о необходимости отвода из города украинских войск. Мирных жителей используют в своих целях. Опытные городские управленцы нагнетают и провоцирует и так уставших от постоянных обстрелов людей… Отрабатываете заказ оккупантов, готовите почву для встречи "ополченцев"?»

4 июля, похоже, стало последней каплей. Покровители закрыли глаза на фамилию Слепцов, и началось….

А тем временем в мэрии

Утром 17 августа в здание Торецкого городского исполкома вошла внушительная группа силовиков: гражданская прокуратура Донецкой области, полиция, сотрудники облотделения СБУ и Краматорского штаба АТО. Здание тут же было оцеплено правоохранителями.

Торецкий городской голова Владимир Слепцов находился в кабинете. Судя по его реакции, визит для него действительно был неожиданным. Прокурор области Евгений Бондаренко вручил градоначальнику официальное уведомление, и с этого момента всемогущий Слепцов стал рядовым подозреваемым. Тут же начался обыск в кабинете мэра и его замов. Параллельно шли обыски в доме Слепцова и некоторых из его родственников, занимающих высокие посты в городе.

Внезапность дала свой результат. Силовики нашли так называемый «набор сепаратиста» – документы, изобличающие связь мэра с «ДНР». Какие конкретно документы изъяты пока не разглашается. Перепуганные заместители тоже молчать не стали – на допросе дали показания.

На 11 часов утра этого же дня было назначено заседание Краматорского городского суда по избранию Слепцову меры пресечения. Прокуратура сразу заявила, что будет требовать «содержания под стражей». Доводы: у мэра в крымской Ялте есть недвижимость (дом в 200 кв м) и бизнес, поэтому Слепцову ничего не стоит скрыться на территории «ДНР» (а от Торецка до неподконтрольной Горловки всего 20 км), а оттуда уже перебраться в оккупированный Крым.

Но в 11:00 заседание суда так и не состоялось. Официальная причина: внезапно заболели все адвокаты подозреваемого. По иной версии: адвокаты в спешном порядке собирали сумму в 200 тысяч у.е. для решения в суде вопроса о выпуске Слепцова под залог. Давить планировали на состояние здоровья градоначальника: болен сахарным диабетом. В итоге, заседание суда началось лишь в 18 вечера и длилось до 22 (судьи постоянно совещались и не решались вынести вердикт).

Примечательно, что «карманный» сайт мэра «Дзержинск – город шахтеров» (главред которого скрывается в российском Ростове) еще до окончания судебного процесса опубликовал новость, что «по состоянию на 21:00 Владимир Слепцов вернулся в Торецк из Краматорска, адвокатов не было на слушании, его перенесли на завтра». Правда, на утро этот материал с сайта уже сняли.

Но слушание было. Вердикт – Краматорский городской суд удовлетворил ходатайство прокуратуры и арестовал Владимира Слепцова на 60 суток с пребыванием в Краматорсом СИЗО. Мэра под конвоем отвезли в больницу на освидетельствование самочувствия и таки увезли ночевать в СИЗО.

«Почую кожного» от губернатора

Журналисты весь день обрывали телефон председателя Донецкой областной военно-гражданской администрации Павла Жебривского. Все хотели узнать мнение губернатора, который с момента своего назначения на обращения активистов и журналистов твердил: тема Слепцова – это не ко мне, я ничего сделать не могу, на это есть СБУ и прокуратура. 17 августа Жебривский на телефонные звонки так и не ответил.

Просто стремительное развитие событий было неожиданностью и для губернатора. А силовики преднамеренно не распространялись о предстоящей операции. Потому что все предыдущие попытки «накрыть» Слепцова заканчивались ничем: мэра заранее предупреждали «покровители», и он успевал «подчистить» кабинет и то прикинутся больным, то уехать из города по делам.

После вечерней акции 4 июля в Торецке Павел Жебривский вынужден был приехать в город на «публичные разборки». Но приехал лишь через 10 дней, 13 июля. Накануне пригласил к себе Слепцова переговорить о предстоящей встрече. Результатом этого разговора была стратегия поведения собеседников на публичном собрании.

Владимир Никитович просил прощение за 4 июля и благодарил Павла Ивановича: «Я хочу попросить прощение, прежде всего, виноват я. Мы осознаем суть происшедшего, ответственность... Я хочу поблагодарить вас, Павел Иванович, за реакцию по данному факту, за те рекомендации, которые вы нам высказали, они имею для нас существенное значение. И мы запланировали план мероприятий по различным направлениям: и по культуре, и по спорту, и по материальной обеспеченности, по медицине – совместно с военнослужащими отработать систему, чтобы они здесь чувствовали себя как дома».

Жебривский «прогибом», по-видимому, остался доволен. Поэтому во второй части собрания, когда активисты пытались открыто высказаться о сепаратистских деяниях мэра в 2014 году и травле украинских активистов в городе на протяжении последующих двух лет, губернатор их останавливал фразами: «Я вас услышал», «Все данные, которые у вас есть, отправьте в СБУ», «Я вас услышал», «СБУ», «услышал»…

Вот один из диалогов с этой встречи:

Олег Василенко, активист: У г-на Слепцова в руководстве целая мафия из родных и близких. [Николай] Орешкин – заведует коммунальной сферой, он двоюродный брат мэра. Двоюродный племянник мэра, т.е. сын Орешкина, – зав гороно (городской отдел образования, – авт.). Вся образовательная система пропагандирует сепаратизм, и наших детей учат сепаратизму, а не патриотизму.

Владимир Слепцов, мэр: Орешкин – я его попросил, и он работает день и ночь, и город всегда чистый. В отношении двоюродного племянника – человек с образованием, закончил академию управления при Президенте Украины, почему бы ему не работать?

Василенко: Где чистый? Возле пушкинской школы в центре города куча мусора уже годами лежит. Поедемте, посмотрим.

Слепцов: А чего же вы не говорите, что два других моих племянника ГРОЗами на шахте работают?

Василенко: Давайте тогда и про третьего племянника поговорим, сына начальника ГАИ – он здесь работал на «ДНР» и сейчас отсиживается в «ДНР». (Речь идет о Германе Гультяев, начальнике горотдела внутренней политики, в 2014 году стал одним из лидеров «русской весны» в Дзержинске, и сегодня находится в розыске за «создание военизированных формирований», поэтому скрывается на территории «ДНР», – авт.).

Слепцов: А какое я к нему имею отношение?

Павел Жебривский, председатель ДонОВГА (перебивая Василенко): Я вас услышал. От того, что мы будем кричать, обвинять друг друга, мы к истине не придем.

И в конце шокирующее всех подведение черты. «Я Слепцова не оправдываю и не обвиняю. Это должны сделать правоохранители. Но никаких пинков в его адрес не может быть», – заявил возмущенным общественникам глава областной военно-гражданской администрации.

Кто трясется этой ночью?

К команде чиновников – родственников мэра автор статьи уже прикасался в материале «Торецк как удельное княжество мэра Слепцова». Поэтому без лишних слов дадим расширенный список ныне здравствующих при власти, с небольшими характеристиками (для удобства проработки сотрудниками СБУ).

1. Рыбак Игорь Анатольевич – до недавнего времени глава депутатской фракции Торецкого городского совета, председатель правления ЧАО "Дзержинский хлебокомбинат". Бывший зять и нынешний бизнес-партнер бессменного мэра Торецка Владимира Слепцова. Спонсор «русской вакханалии» в городе. До весны 2016 года – второй после Слепцова человек в городе. Но в апреле СБУ накрывает его сеть торговли контрафактным алкоголем, а в мае берет на даче взятки сотрудникам СБУ в 20 тыс. долларов («Дзержинск. Схемы "водочного" Рыбака»). Так что Рыбака можно списывать со счетов.

2. Орешкин Николай Николаевич – директор Торецкого коммунального автотранспортного предприятия "Коммунальник", двоюродный брат В. Слепцова. Рекомендуются к проверке: документы по списанию средств на ГСМ, мнимые ходки по вывозу мусора, сторонние транспортные услуги, приобретение запчастей по завышенным ценам и т.п. Также просмотреть табель выходов на работу (прикрытие больничными листами до 50%), фактически предприятием руководит главный инженер.

3. Орешкин Владимир Николаевич – заведующий городским отделом образования. Сын Н. Орешкина, двоюродный племянник В. Слепцова. Рекомендуется проследить совместные с мэром финансовые интересы по ремонту школ, дошкольных учреждений, приобретению оборудования, продуктов питания, других услуг по завышенным ценам.

4. Кузин Александр Викторович – директор городского департамента социальной защиты населения (пособия, справки переселенцев, материальная помощь, гуманитарка и пр.), раннее работал советником городского головы. В городе его называют кумом В. Слепцова. Рекомендуется к анализу: деятельность Департамента, совместные финансовые интересы с мэром в вопросах ремонта, приобретения оборудования, материалов и продуктов питания по завышенным ценам, а также получение «дани» с предпринимателей в пользу мэра.

5. Евсиков Юрий Николаевич – секретарь Торецкого городского совета, кум А. Кузина. Совместно со Слепцовым готовил в 2014 году решение сессии горсовета по псевдореферендуму, принимал участие в его подготовке вместе со Слепцовым, главой окружной избирательной комиссии Вячеславом Столяренко (сейчас «министр информполитики ЛНР») и начальником внутренней политики горсовета Германом Гультяевым. В 2014 году дочь вывез Россию, где та устроена на обучение в Белгородский университет. Взгляды открыто пророссийские.

6. Кульбачная Елена Геннадиевна – заместитель городского головы, «близкая подруга» Германа Гультяева (племянника В. Слепцова, см. выше – сейчас в розыске, по факту находится в «ДНР»). Рекомендуется к анализу: схемы по распределению гуманитарной помощи; заключение договоров только с рекомендуемыми мэром предпринимателями по завышенной стоимости услуг. В 2014 году свою дочь вывезла в Россию, где та обучается в Белгородском университете. Взгляды открыто пророссийские.

7. Ермак Николай Иванович – директор ЧП «ИРД», это фирма бывшего «премьер-министра ДНР» Александра Калюсского. После активного лоббирования Слепцовым в прессе и среди депутатов, компания Калюсского с 2012 года предоставляет жителям города коммунальные услуги. В сети есть немало «довоенных» рекламных роликов, где жители Торецка благодарят А. Калюсского и В. Слепцова за работу. Снимали такие видео по инициативе Калюсского. Сейчас предприятие переоформлено на отца Калюсского, есть информация, что сын Слепцова – Артем, также стал учредителем этого ЧП. Основной доход – получение от жителей города оплаты за содержание жилья (выходит более 1 млн. грн в месяц), а также возмещения от государства льгот и субсидий. Ежемесячная доля этих средств предусмотрена и для градоначальника. Из местного бюджета предприятию также выделяются средства на ремонт жилья лифтов и др.

8. Чупрунов Виктор Михайлович – главврач Центральной городской больницы Торецка. По информации местных жителей, крестный сына Слепцова – Артема. Рекомендуется к анализу: вопросы аренды помещений под аптеки в больничных корпусах ЦГБ, приобретения медикаментов и оборудования по завышенным ценам, доля от этого Слепцова.

9. Лебедина Наталья Ивановна – директор ЧП «Лебедина Наталья Ивановна», которое занимается ритуальными услугами в городе, вытеснив другие предприятия этого профиля. Рекомендуется к анализу: ЧП как совместный бизнес Слепцова, так как муж Лебединой работает в Коммунальном предприятии «Дзержинсксервис» начальником участка ритуальных услуг; можно попытаться проследить ежемесячную «подать» голове от захоронения граждан.

10. Винник Сергей Сергеевич – начальник жилищного хозяйства города, через него оформляются все договоры ремонта дорог, капремонт жилья, аренды и приватизации имущества. Рекомендации к анализу по разворовыванию средств лежат на поверхности.

11. Кроленко Людмила Степановна – главный бухгалтер Торецкого горисполкома, непосредственный плановик, финансист схем Слепцова.

Этот список является, в том числе, ответом на вопрос обывателя – а как мэр небольшого, бедного дотационного городка может за полдня найти 200 тысяч у.е., чтобы выйти под залог из зала суда. Коль на кону голова и вся мэрская империя, которую Слепцов строил почти 20 лет, и сумму побольше в одночасье найдет. Главное, чтобы правоохранители в этом вопросе были верны чести и не взяли.