Что показал мозг человека, который не чувствует страха
23.08.2016 15:18

Алекса Хоннольда, знаменитого американского скалолаза, рекордсмена и любителя соло-восхождений (подъемов в одиночку), называют одним из самых бесстрашных людей на свете. Хоннольд забирается практически по гладким скалам в одиночку, без страховки, и вам может стать не по себе только от одних кадров с этим. Но сам скалолаз, несмотря на всю рискованность положения, кажется всегда медитативно спокойным. Его фамилия (Honnold) даже дала начало неологизму «to honnold», который означает «стоять на обрыве и смотреть в пропасть».

Бесстрашие Хоннольда – не преувеличение. Несмотря на то что, по его словам, он не раз испытывал в жизни страх, нейробиологи, исследовавшие его мозг, рассказывают, что это чувство ему несвойственно в принципе. О том, чем и почему Хоннольд отличается от нас с вами, пишет Nautilus.

Как рассказывает издание, Хоннольд – открытый, прямолинейный человек, отличающийся подчеркнуто спокойной манерой поведения. У него даже есть прозвище – No Big Deal («ничего страшного»). Этой весной он, прежде избегавший (по его уверениям, от страха) обследований мозга, наконец прошел сканирование на аппарате МРТ. Нейробиолог Джейн Джозеф, которая взялась исследовать случай Хоннольда, специализируется на искателях острых ощущений.

Она вполне резонно предположила, что Хоннольд – один из них, раз уж любит подвергать себя постоянному риску. Причем, вероятно, он является совершенно особым случаем, так как, по предположению Джозеф, умеет контролировать реакцию своего сознания и тела на внешние раздражающие стимулы.

Во время обследования Хоннольда внимание ученых было приковано к миндалевидному телу в его мозге: именно этот небольшой участок отвечает за реакцию на угрозу и связан с формированием чувства страха. Чтобы активировать миндалевидное тело, Хоннольду показали порядка двухсот изображений, пугающих или вызывающих отвращение у обычного человека.

Контрольным объектом исследования стал другой скалолаз, ровесник Хоннольда. Оба они после обследования признались, что фотографии не вызвали у них абсолютно никаких ощущений. Однако, когда ученые сравнили снимки, они обнаружили, что в отличие от другого скалолаза миндалевидное тело в мозге у Хоннольда не работало. Вообще.

Хоннольд прошел еще одно обследование – на определение черт характера, – и оказалось, что, несмотря на его способности быть невероятно спокойным и максимально концентрироваться во время подъема, он оказался очень импульсивным, даже безбашенным человеком.

По результатам исследования скалолаза отнесли к категории very high sensation seeker (очень активный искатель новых ощущений): такой предрасположенности в нем обнаружилось в два раза больше, чем в обычном человеке, и на 20% больше, чем в среднем искателе приключений.

Люди из категории high sensation seekers любят подвергать себя риску, им постоянно нужны новые ощущения, смена обстановки и компании новых людей. Некоторые из них отличаются тягой к преступлениям и психостимуляторам.

Сам Хоннольд признается, что всегда избегал наркотиков и алкоголя. Он совсем не пьет кофе – ему это не нужно. Жажду острых ощущений он сполна удовлетворяет, пока висит (иногда на одних лишь пальцах) над самыми опасными пропастями мира.

«Молчание» миндалевидного тела в мозге Хоннольда связано с тем, что таким людям, как Хоннольд, нужен слишком мощный стимул, чтобы заставить систему вознаграждения выделять «гормон наслаждения» дофамин. Вопрос в том, откуда у скалолаза взялся такой высокий порог чувствительности. Как объясняет Nautilus, отчасти эта особенность могла перейти к нему по наследству, а в остальном это результат его сознательного натаскивания организма «тысячами часов риска».

Каждый подъем Хоннольд подробно разбирает в своем дневнике, анализируя недочеты. Перед особо важными восхождениями он активно тренируется, продумывая каждую мелочь: вплоть до того, что делать, если он сорвется со скалы (если вообще возможно будет что-либо сделать – Хоннольд покоряет без страховки очень опасные подъемы, где практически невозможно выжить, если сорвешься). Прокручивая все эти сценарии в голове, скалолаз тренирует мозг переживать стрессовые моменты.

Ученым известно, что после уже пережитого однажды стресса у человека есть возможность избавиться от страшных воспоминаний, вызывая их повторно в своем воображении и работая над собой.

То, что делает Хоннольд, является обратным процессом (подобная визуализация становится предварительной консолидацией памяти), но оказывает то же самое действие – мозг становится более устойчив к стрессу, только уже будущему, и тело запоминает вероятные движения. Из-за этого ощущение, что ты изначально владеешь ситуацией, снижает волнение в самый ответственный момент.

До конца понять, что именно стало основным фактором в формировании такой сознательности у Хоннольда, невозможно, так как мы уже не можем посмотреть на то, как его мозг справлялся со страхом до того, как он увлекся соло-восхождениями. Однако и без этого он блестящий пример для тех людей, кто не умеет справляться с собой в стрессовых ситуациях. Генетика наделила Хоннольда тягой к риску, но постоянные мысленные «тренировки» позволили ему достичь высочайшего уровня самоконтроля.