Почему в развитии мобильной связи Украина отстает даже от КНДР?
10.03.2016 10:47

Через полтора года в Украине будет прекращена трансляция аналогового телевидения. Эпоха огромных метровых и дециметровых телевизионных антенн, часто самодельных, украшавших крыши и балконы наших домов еще с середины прошлого века, канет в прошлое – вместе с возможностью бесплатного просмотра телепередач. Ведь для приема цифровых сигналов придется покупать специальные приставки, а при переходе на кабельное платить абонплату. То-то «обрадуются» очередному «покращенню» миллионы украинских пенсионеров!

Казалось бы, при чем тут мобильная связь? Дело в том, что именно для неё правительство решило освободить использующиеся аналоговым ТВ радиочастоты в диапазоне 690-870 МГц. Обещая передать их для использования системой связи LTE, так же известной как улучшенная 3G или «недоношенная» 4G…

Чтобы гуманитарно-образованным читателям было легче понять суть этих аббревиатур, вернемся в далекий 1993 год, когда в Киеве компанией «Украинская мобильная связь» (UMS) была запушена первая в стране сеть сотовой связи, работающей еще на аналоговом стандарте NMT или 1G (первое поколение). Дорогущее было удовольствие, доступное только политикам, высоким чиновникам и «новым украинцам». Тогда телефон (весом до полукилограмма) стоил от 600 до 1000 долларов, подключение - 700 долларов, абонентская плата 500-900 долларов в месяц.

Единственным достоинством 1G была большая дальность приема/отправки сигнала – до 70 км от станции, поэтому хватило лишь шесть вышек, чтобы установить сотовую связь в столице и в строящихся царских селах за Киевом. Говорят, что при хорошей погоде телефон ловил связь с киевскими вышками даже из Белой Церкви! Однако аналоговые «мобилы» постоянно шумели, словно старые советские радиоприемники, к тому же могли запросто прослушиваться…

С 1993 года в Европе, и с 1997 года в Украине начинает работать цифровая связь стандарта GSM, она же 2G. Это была настоящая революция в связи! Появились сим-карты, шифрование данных, SMS и MMS, роуминг и многие другие привычные нам атрибуты мобильных телефонов. По сути, на этом стандарте мобильная связь в Украине работает до сих пор. Телефонные аппараты дешевели (до 250-350 долларов) вместе с услугами связи (60 долларов в месяц) и число абонентов уже исчислялось десятками тысяч.

Тогда же рынок связи Украины был поделен между несколькими компаниями: UMS, «Киевстар», «Утел», «Украинские радиосистемы». Этот бизнес считался очень элитным, требовал хороших связей на самом верху, больших инвестиций и «защиты национального производителя» от конкуренции извне. Уже в 1997 году компания «Motorola» со скандалом покидает украинский рынок связи, продав свой пакет акций «Украинских радиосистем» корейцам – но и у тех они не залежались. В дальнейшем еще 20 лет попытки западных компаний обосноваться на тутошнем рынке связи заканчивались провалом – что, во многом, и привело к технической отсталости украинской мобильной связи.

Интересно, что так же в Украину старательно не пускали прямые филиалы западных банков. Вместо них как грибы росли банки украинские, большая часть которых являлись посредниками в кредитовании: брали у западных банков валюту под 5-6% годовых и субкредитовали украинцев уже под 10-20%. Интересы украинских финансистов были понятны: не пускать сюда западные банки с их дешевыми кредитами, а «зарабатывать» посредничеством. Но в чем был интерес не пускать сюда иностранцев украинских компаний мобильной связи, если такой интерес был?

Тем временем цифровые информационные технологи в мире стремительно развивались, и стандарты 2G уже не удовлетворяли все запросы. Так, например, в конце 90-х GPRS обеспечивал передачу данных со средней скоростью всего около 15 кбит/сек. Этого было достаточно для загрузки на телефон небольшой картинки или рингтона, но не более того. Поэтому с 2001 года в странах Европы, Америки и Восточной Азии начинается переход на стандарты связи третьего поколения UMTS (3G), главный приоритет которых как раз в более высокой скорости передачи данных. Конечно, если 15 лет назад скорость 560-2000 кбит/сек считалась просто фантастической, то сегодня является весьма посредственной и недостаточной для полноценного «зависания» в интернете. Но на Западе технологии не стояли на месте.

3G открыл дорогу к бурному развитию не только многофункциональных смартфонов, но и мобильных компьютеров – ноутбуков и планшетов. Теперь они могли выходить в Интернет не только через Wi-Fi в квартирах своих владельцев, в университетах и городских кофейнях, и но по всей зоне покрытия 3G. Карта этих покрытий в Европе в 2015 году выглядела следующим образом:

Как видим, Украина на ней выделяется эдаким белым пятном, наравне с безлюдной казахской степью. Действительно, переход на систему связи 3G у нас только-только начался, причем даже по самым оптимистическим прогнозам он займет еще до 3 лет. В первую очередь 3G получат, конечно же, киевляне и жители областных центров, только затем провинция, после станции установят вдоль магистралей. А вот его внедрение в Луганской и Донецких областях вообще под вопросом: дело даже не в рисках возможного возобновления боевых действий, а в том, что этому возражает сосредоточенная там армия.

Но что же мешало украинским телекоммуникационным компаниям заняться переходом на 3G раньше? Стоит заметить, что это еще в 2010 год сделала даже КНДР! Там, правда, своя курьезная специфика: на 90% территории страны есть уверенный прием мобильной связи 2G, на 14% территории (столица с пригородами, крупные города и туристические районы) работает 3G, что подтверждают все побывавшие в Северной Корее иностранцы. Однако в стране проблематично купить сами устройства, поддерживающие 3G (смартфоны, планшеты, ноутбуки), поскольку их то разрешают, то снова запрещают. Власти никак не могут решиться открыть гражданам доступ в интернет, без чего теряется сам смысл связи 3G.

В Украине, напротив, уже много лет продаются поддерживающие 3G мобильные устройства, но самой сети до сих пор практически нет, есть только её экспериментальные островки. Такая вот у нас «зеркальная КНДР»! Только причиной этого является не боязнь власти потерять контроль над умами граждан, а её многолетнее лоббирование интересов «отечественного производителя», который не спешил идти в ногу с технологиями. И в итоге мы, как всегда, отстали и от Запада, и от России, и даже от Северной Кореи. И не только технологически…

Если в 90-х мобильная связь в Украине была роскошью, то в начале нового века её несколько удешевили, стремясь получить прибыль путем увеличения числа клиентов. Появились доступные контракты, началась тарификация по минутам. Правда, еще в 2004 году минута разговора у разных операторов стоила от 1,45 до 3 гривен! Тем не менее, число абонентов в стране достигает 11 миллионов! Правда, многие из них звонили по телефону всего раз-два в месяц, покупая его лишь как дорогую игрушку (у соседа есть – а я чем хуже?!).

Революционные изменения в тарифах произошли в 2005-2006 годах, с появлением на украинском рынке брендов «Лайф» и «Билайн». Первый принадлежал известной «Систем Кэпитал Менеджмент» Ахметова в партнерстве с турецким оператором «Turkcel», второй «Голдентелекому» и «Украинским радиосистемам». Маркетинговая атака олигархов обрушила тарифы и покачнула позиции «Киевстара» и «UMS»: стартовые пакеты упали в цене до 10-25 гривен, стоимость минуты разговора до 5 и даже 2 копеек.

Это было по карману всем, даже самым бедным пенсионерам и студентам – и украинцы бросились в магазины сотовой связи. К 2010 году в Украине было более 60 миллионов мобильных абонентов, а если быть точным, то именно столько было заключено контрактов и продано сим-карт. Понятно, что многие имеют по несколько номеров, а немало украинцев давно выбросили «симки» старых пакетов, не удовлетворивших их ценою или качеством связи.

Однако затем развитие мобильной связи в Украине затормозилось, а тарифы на разговоры вновь поползли вверх. Из нового появился лишь мобильный интернет (на основе GPRS 2,5), который выдавал скорость до 80 кбит/сек и стоил по гривне за каждый мегабайт! С такими тарифами большинству украинцев он был недоступен для полноценного пользования Интернетом, однако верх брала традиционная привычка не ударить в грязь лицом перед окружающими, почувствовать себя богатым. И пакеты мобильного интернета (с USB-модемами) покупали «шоб було», чисто полистать раз в день страничку «Одноклассников» или для переписки в «аське».

Снижение тарифов на мобильный интернет до более-менее приемлемых произошло лишь в 2011-2013 годах, и то лишь благодаря тому, что в Украине стал на порядки быстрее интернет проводной (десятки мбит/сек), и начали появляться точки Wi-Fi. Спрос на мобильный интернет начал резко падать, и компании пошли на снижение тарифов и максимально возможное для 2G увеличение скорости (до 140 кбит/сек). Однако это был уже позавчерашний день мобильной связи, так как в Европе в это время началось внедрение 4G…

Тут следует уточнить, что телекоммуникационные компании, стремясь завлечь клиентов, часто кривят душей и преувеличивают качество своих услуг. Даже на Западе. Так, например, нередко можно найти информацию о том, что Финляндия уже полностью перешла на стандарт 4G. На самом деле это «трошечки не так». 90% территории страны (включая леса с одинокими фермами) охватывает связь 3G на стандарте UMTS и HSPA, выдающая клиентам скорость до 5-6 Мбит/сек. А с 2010 года в стране довольно быстрыми темпами растет сеть связи системы LTE, который можно назвать несколько недоразвитой 4G, но при этом выдающей 21 и более Мбит/сек. Это именно то, что только планируют сделать в Украине (и уже сделали в России).

Но этот стандарт уже считается устаревшим, так как в Европе начинают внедрять стандарт LTE Advanced, считающийся на сегодня полноценным 4G. В Москве в 2014 году «Билайн» запустил первую такую сеть, предоставляющую пользователям скорость связи более 100 Мбит/сек.

Однако и это может оказаться анахронизмом уже через год-два, поскольку на Западе началось тестирование гипер-скоростного мобильного интернета пятого поколения. Первая доступная сеть 5G появилась осенью 2015 года в Лондоне, где желающих приглашают «всего» за 399 фунтов подключиться к беспроводному интернету на скоростях от 5 Гбит/сек! При этом разработчики подчеркивают, что после повсеместного перехода на 5G тарифы снизятся в разы, а скорости вырастут до 20 Гбит/сек. Разворачивание коммерческих сетей 5G начнется в 2018 году, на несколько лет раньше, чем планировалось: развитие технологий на Западе идет ускоряющимися темпами.

Увы, в Украине обещают к этому времени лишь развернуть сети долгожданного 3G. При этом представители телекоммуникационных компаний намекают, что на этом они остановятся, и украинцам не стоит ожидать в обозримом будущем 4G, поскольку ныне работающим на украинском рынке корпорациям это не выгодно. Действительно, они только закупили оборудование для 3G (возможно устаревшее, по дешевке), с которого им еще не один год «отбивать бабки», о каком же 4G может идти речь?

Так что совершенно непонятно, зачем власти собираются ликвидировать аналоговое телевидение. Может быть «развитие 4G» это только предлог, чтобы лишить украинцев бесплатного ТВ? Типа как под предлогом «реформ» власть уже два года доит кошельки и заначки граждан.

Исключение составит Киева и те города, где сети LTE могут развернуть другие игроки украинского рынка мобильной связи, появляющиеся на нем после двух десятилетий монополии «трех толстяков». Кстати, даже переход на 3G стал возможен только потому, что на рынок допустили западные телекоммуникационные корпорации (например, британскую «Vodafone Group»), в противном случае «отечественный производитель» еще бы долго доил украинцев на устаревшей технологии 2G.

Что ж, это красноречиво подчеркивает отставание Украины от Запада в технологиях мобильного интернета на добрых полтора десятилетия! А ведь нам эти технологии даже разрабатывать и производить не нужно, только купить, установить и включить! Для сравнения: отставание СССР в технологиях связи и телевидения от Запада составляло в среднем лишь 5 лет, при этом «тоталитарный режим» сам выпускал и оборудование станций, и телефоны с телевизорами…

Кстати, тарифы связи в Финляндии довольно низкие: сим-карты стоят 10-16 евро (без всяких регистраций и документов), стоимость минуты разговоров 6-8 центов, месячный пакет интернета на скорости 4 Мбит/сек обойдется в 25 евро. Средняя зарплата в Финляндии около 2800 евро. Можно сравнить её с Германией, где покрытие 3G составляет 80% территории страны, 4G (LTE) 35% территории, а тарифы такие: звонки от 10 до 20 евроцентов за минуту, скоростной мобильный интернет от 10 до 40 евро в месяц (в зависимости от вариантов пакетов). Средняя зарплата в стране около 3400 евро.

Украинцам о таких заплатах можно только мечтать - как и о таком качестве связи. Единственное, что у нас стабильно растет, это цены и тарифы. В 2016 году украинские мобильные операторы тоже обещают их повысить, чтобы не терять динамику прибыли. Кроме того, наблюдается тенденция ухода украинских компаний от пакетов с посекундной тарификацией к фиксированной ежемесячной плате. Объяснение этому одно - с подорожанием мобильной связи украинцы стали экономить на ней, меньше болтая по телефону. Что видно невооруженным глазом? по сравнению с 2010-2012 г.г. количество говорящих по телефону (или через блютуз) людей на улицах и в маркетах уменьшилось в разы, как и курящих.

Число звонков уменьшилось настолько, что оборудование станций 2G загружено работой лишь на 10-20%, и кое-где «лишние» вышки даже демонтируют. Это не в интересах телекоммуникационных компаний, им выгоднее драть с клиентов фиксированную плату, давая в качестве бонуса «бесплатные» минуты для болтовни – все равно станции имеют огромный резерв неиспользуемой мощности…

Еще одна уловка теряющих свою привлекательность «старожилов» украинского рынка мобильной связи – блокирование переноса телефонных номеров. Как известно, многие абоненты стараются не менять номера своих «мобильников», поскольку от этого зависит их общение с родственниками и знакомыми, работа и бизнес. Поэтому они не уходят от своих операторов связи, даже когда возникает недовольство их тарифами или качеством услуг. Люди терпят, надеются и продолжают платить.

Однако в Европе еще 15 лет назад, а в России в 2013 году, стала доступна услуга сохранения своего номера при переходе к другому оператору связи (перенос номера). Это удобно и выгодно: не нравятся тарифы, плохая связь – выбирай любую другую компанию на мобильном рынке страны, выбирай пакет, и подключайся с сохранением своего номера!

В Украине эту услугу должны были ввести еще весной 2014 года, однако «Киевстар» и «МТС» через суд стали блокировать её запуск. В прошлом году якобы между ними и Нацкомиссией по связи был достигнут компромисс, введение услуги переноса номера обещали запустить летом 2016-го, но, похоже, что её вновь отложат. Украинские телекоммуникационные корпорации не спешат повернуться лицом к своим клиентам…

Иван Пургин
Новини України – From-UA