Писаная торба ОУН-УПА
14.10.2013 12:00
Если очень долго отмечать чужой праздник, то он постепенно станет своим, родным и любимым. Мы ведь уже забыли, что январский Новый Год вместе с нарядной ёлкой к нам из Европы привез Петр Первый, что 8 марта в СССР «приехало» из Германии, а 1 мая - из Соединенных Штатов.

Большинство православных праздников, включая Рождество, тоже имеют иностранное происхождение: иудейское, римское, греческое. В том числе и отмечаемый 14 октября Покров – византийский праздник, установленный в часть разгрома древнерусских «варваров» православным греческим воинством. Когда Второй Рим навязал Киеву свой вариант христианства, то вместе с ним на Русь пришел и Покров, через несколько столетий ставший одним из глубоко почитаемых праздников. И народ, позабывший историю, в глубоком религиозном экстазе праздновал годовщины гибели своих прадедов, поджаренных на «греческом огне».

Вот почему кажется глубоко символичным, что официальной датой создания второй (бандеровской) УПА было выбрано именно 14 октября, а нынешние украинские правые настойчиво пытаются навязать этот свой праздник всей Украине. Наверное, надеются, что если заставить народ отпраздновать его раз десять или двадцать, то он тоже начнет считать его своим…



Святкуйте!



Но пока что «День УПА» отмечают только национал-патриоты. Отмечают весьма своеобразно, устраивая из года в год одно и то же шоу. Красно-черные флаги, факелы, портреты Бандеры, какие-то орущие чудики в вышиванках, прячущая лица молодежь в дешевом «камуфляже», ряженые в форме «вермахта», пенсионеры в форме не пойми кого…





Современные фанаты УПА


Главная часть подобных шоу – так называемый «марш УПА». В западных регионах Украины он уже давно стал традицией, хотя в нем принимает участие не так и много народа: это просто ежегодное мероприятие фанатов, которым местные власти дают возможность пройтись по улицам города. Днем там маршем ходят пенсионеры в странных фуражках, называющие себя ветеранами каких-то «визвольних змагань» (спартакиады, что ли?), сопровождающие их представители правых партий и массовка из молодежи. А темным осенним вечером сотня-полторы молодых «патриотов», купив в ближайшем супермаркете туристические факелы, устраивают «смолоскипну ходу».

Все это настолько приелось, что вызывает у тех же львовян интереса не больше, чем у жителей Луганска первомайские шествия коммунистов.

В Киеве такие марши традиционно запрещают, чтобы «не накалять ситуацию», поскольку в столице на несколько сотен активных фанатов ОУН-УПА приходится столько же их активных противников, и это чревато взаимным мордобоем. Но обычно по шее получали только «необандеровцы» - дубинками ОМОНа.



ОМОН победил УПА


А вот в Одессе несколько фанатов Степана Бандеры не без оснований опасались, что их «марш УПА» может закончиться еще более трагически. Поэтому они решили устроить не марш, а забег в честь годовщины УПА – и со всех ног неслись по городу, держа в руках черно-красный флаг. Преследовать их никто не стал…


В стенах Верховной Рады устраивать «дни УПА» гораздо безопаснее, особенно когда у тебя в кармане лежит депутатский мандат. Вот фракция ВО «Свобода» и решила хоть как-то проявить себя за последние несколько месяцев, инициировав в парламенте очередной балаган. «Свободовцы» развесили в зале «символику УПА», а регионалы заявили, что их оскорбляет присутствие «неонацистской символики», и покинули сессионный зал в знак протеста. На этом рабочая пятница украинских депутатов досрочно завершилась…



Фракция ВО «Свобода» годовщину УПА начала праздновать с пятницы


В качестве комментария к этой клоунаде хотелось бы заметить, что черно-красный фланг является «неонацистской символикой» не больше, чем сине-желтый или бело-сине-красный (все три флага использовались противниками СССР во время войны). Более того, ОУН-УПА просто-напросто слизала черно-красный флаг то ли у европейских анархистов, то ли у корниловских «ударных полков». Как видите, историю символики тоже иногда полезно знать…

Таким вот нехитрым способом современные националисты вот уже который год пытаются привить украинцам собственную версию истории Второй мировой, в которой чуть ли не самыми судьбоносными событиями являются создание УПА и взятие «бандеровцами» сельского продмага. Вместе с этим они хотят убедить украинцев, что чужим, иностранным праздником является День победы 9 мая. И по этому поводу в обществе уже возникла дискуссия.

Что же, давайте подойдем к этому вопросу сугубо прагматично, без лишних эмоций и идейных завихрений в голове, и с помощью цифр определим, какой же праздник роднее для украинцев?

По оценкам историков, в самые лучшие месяцы в рядах бандеровской УПА состояло 30-40 тысяч активных бойцов и около ста тысяч не принимавших участия в боевых операциях «связных», включая родичей, носивших в лес «воякам» горячие обеды. Откуда же взялась поздняя цифра в 400 тысяч?



УПА: лесные братья



Очень просто: примерно столько народу пряталось в лесах Волыни и горах Галиции в конце 1944 года от фронта, от войны, от мобилизации и реквизиции. Прятались целыми семьями и целыми селами. Да, среди них время от времени появлялись представители УПА и пытались согнать мужиков в свои отряды на «борьбу за свободу» – сначала уговорами, потом угрозами. Многих увели, но в УПА они «провоевали» до первой амнистии, выходя из леса с поднятыми руками целыми сотнями.

Теперь давайте примерно прикинем количество украинцев, служивших «оккупационному режиму». Кстати, уточним, что таких «режимов» Украине было несколько: например, Одесса находилась в румынской зоне оккупации. Итак, примерно 25-35 тысяч украинцев служили по контракту в батальонах полиции охраны (шуцман), получивших очень мрачную репутацию. Имеются сведения о нескольких тысячах украинцах (в основном галичанах), нанявшихся по контракту охранниками в концлагеря.

Около 20 тысяч украинцев-галичан служили в 14-й дивизии СС (первого и второго формирований), и еще примерно 100-150 тысяч украинцев-военнопленных поработали т.н. «хиви», в основном в частях группы армий «Юг». Украинских «хиви» было в разы меньше, чем русских, по одной простой причине: в 1941 году значительное число военнопленных украинского происхождения немцы распустили по домам. Поэтому в дальнейшем в «хиви» служили те украинцы, которые попали в плен в 1942-44 годах. Всего же за время войны в рядах «хиви» успели поработать почти миллион бывших советских солдат практически всех национальностей СССР. Ну и еще около 250-300 тысяч украинцев служили в местной полиции порядка (исходя из нормы 1 полицейский на сто жителей), где два года, зевая, сторожили колхозные сараи и патрулировали родную Заречную улицу.



Классические «полицаи»


То есть, как видите, на стороне немцев служило на порядок больше украинцев, чем их состояло в УПА. Так что большинству наших сограждан было бы куда логичнее отмечать день рождения Гитлера (20 апреля), чем день создания Украинской повстанческой армии.

Разумеется, не будем забывать, что на протяжении всей войны ОУН имела дружеские контакты со всеми оккупационными режимами и была единственной политической организацией Украины, признаваемой (и не преследуемой) этими самыми оккупантами. Единичные эпизоды арестов и казней отдельных членов ОУН (по доносам других членов ОУН) не портили эту идиллию сотрудничества. Поэтому примерно 2/3 «вояков» УПА успели поработать в украинской полиции, а две тысячи были дезертирами из разгромленной дивизии «Галичина» первого формирования.


Но при этом стоит помнить, что в украинских батальонах шуцман-полиции и «хиви» служили бывшие пленные красноармейцы. А с 1943 года, когда фронт покатился по Украине на запад, многие из них были вновь мобилизованы в Красную армию. Некоторые даже стали Героями Советского Союза! Очень показательной была судьба Ивана Добробабина: в 1941 он стал одним из героев-панфиловцев, в 1942-м бежал из плена, вернулся в родное село и стал полицаем, в 1943-м вновь мобилизован в РККА. В общем, некоторые успели повоевать за обе стороны.





«Хиви»: быстро находили с немцами общий язык


Однако полмиллиона украинских полицейских и «хиви», даже если к ним прибавить всех «вояков» УПА, это лишь 10% от общего числа украинцев, призванных за время войны в ряды Красной Армии (более 7 миллионов). Кто-то пошел на фронт добровольцем, большинство получили повестки и дисциплинированно побрели к военкоматам, некоторых приходилось вытаскивать из-за печки и снимать с чердаков. Одни воевали сознательно, другие чтобы выжить, кто-то и на кухне отсиделся. Но для всех них 9 мая – это огромное событие, это дата победы и окончания войны. День, когда они смогли без опаски встать во весь рост, вздохнуть полной грудью и засобираться домой. И он им запомнился на всю жизнь. А вот ни про какой «день УПА» они до последнего времени и не слыхивали.



За Победу!


Таким образом, пропорция ветеранов УПА и РККА среди украинцев составляет где-то 1:100. Соответственна и пропорция их потомков. В такой ситуации просто смешно говорить даже об их «примирении», не то что о навязывании подавляющему большинству мнения маргинального меньшинства…

Однако, как все мы можем убедиться, если очень долго и настойчиво пудрить людям мозги, в них могут произойти необратимые изменения. И даже кучка активных людей имеет шанс переубедить пассивную толпу – это называется эффект проповеди. Вот как раз этим нынешние украинские националисты и занимаются: они проповедуют свой вариант истории Украины. И не без успеха!


В западных регионах Украины члены ОУН и их сторонники, вместе со всеми своими семьями, составляли едва ли десятую часть населения. Зато большинство тамошних мужчин отслужили в Красной Армии. Между тем, сторонников «советского» взгляда на историю там почти нет, зато еще недавно было очень много фанатов Бандеры (теперь они фанаты айпадов и текилы). Почему так? Потому что националистическое меньшинство было достаточно напористым и последовательным, чтобы переубедить окружающих их людей. А теперь они пытаются работать с населением остальной Украины. Заставить его силой сейчас они не могут, поскольку утеряли власть в 2010 году и лишь мечтают к ней вернуться. Но зато они стараются нас уговорить.





Кришнаиты и «бандеровцы»: найдите 10 отличий


Собственно говоря, эти «марши УПА» - то же самое, что и уличные пляски кришнаитов. Их главная цель – привлечь внимание обывателей, удивить их, заинтересовать. Ну а когда клиент раскроет свои глаза и уши, ему тут же предложат «узнать правду», «получить ответы», «открыть путь истины». Почитать Библию, «Бхагавад-Гиту», Дмитрия Донцова. И тогда, глядишь, внук сержанта-артиллериста 54-й краснознаменной бригады начнет верить, что его дедушка был лохом, потому что не убежал в лес воевать за свободу Украины в рядах победоносной УПА.

Виктор Дяченко
Новости Украины – From-UA